Енергетика

Будущее электрозарядок: кто и как развивает сеть станций в Днепре и насколько это выгодно

Ірина Логуш, Информатор

Будущее электрозарядок: кто и как развивает сеть станций в Днепре и насколько это выгодно

 

Информатор Деньги писал о том, кому принадлежат зарядные станции для электрокаров в Днепре. В новом материале мы расскажем об опыте инвестирования, чего ждут от государства те, кто развивает эту сеть, и когда зарядки начнут приносить прибыль.  

В июле 2019 года двое жителей Днепра — Сергей Шишкин и Максим, который просил не называть его фамилию — решили вложить 20 тыс. долларов в заправочные станции для электрокаров от компании ElectroUA. Большую часть инвестиций сделал Максим. Договор заключили на один календарный год на пять станций: возле ТЦ «Терра» на ж/м Тополь, возле ТЦ «Метро» на просп. Слобожанском, еще одну в Запорожье и две в Кривом Роге.

О компании ElectroUA в Украине знают многие

«Передача инвестиций проходила на проспекте Слобожанском в маленькой комнатушке с купюросчетной машинкой, — говорит Максим. – Мы принесли деньги наличными. И никаких кассово-приходных ордеров не получали».

Тогда это не показалось странным, ведь хотелось получать доход в 30% годовых. Для тех, кто приходил позже, уже предлагали прибыль 28%, потом 22%. В компании объяснили, что бизнес популярный, и многие хотят вложить в него свои деньги. Но Максим по образованию юрист и решил применить свои знания на деле. «Прямо при мне те пункты в договоре, которые не нравились, переделывали. Менеджер пытался их согласовывать через Киев, и часть правок внесли. Но что уже тогда меня насторожило, так это то, что на момент подписания договора у компании было 100 тыс. грн оборотных средств. Если бы мы вовремя не забрали деньги, пришлось бы долго добиваться этого через суды», — говорит Максим.

Первые восемь месяцев инвесторы получали по 466 долларов дивидендов. «Деньги получали на Слобожанского наличкой, хотя нам предлагали переводы на карту, — говорит Максим. – Но мне было интересно получать «живые» деньги в валюте. Я приходил и писал расписку: «Я, такой-то такой-то, получил ежемесячную арендную выплату за такой-то период в такой-то сумме».

Инвесторы не всегда могли проследить за работой всех своих станций

За одной станцией – на Тополе, даже поначалу удавалось следить: как часто там заряжаются авто, как часто она ломается и насколько быстро компания все чинит. «Как только эту станцию поставили, то бывало такое, что там машины заряжались одна за другой, — говорит Максим. – А потом смотрю, машин возле этой зарядки становилось все меньше и меньше. Сейчас, когда я уже не инвестор, вижу что станция то работает, то экран потухший. Потом ее вроде снова включают. И машин я там не видел уже давно».

В начале 2020 года, когда в Украине начался локдаун, Сергей и Максим решили, что из этого бизнеса станциям нужно уходить. «В начале марта я пришел с заявлением о досрочном расторжении договора, — сказал Максим. —  Мы придумали какую-то историю, почему нам нужно побыстрее забрать деньги. В следующие три недели нам вернули чуть ли не половину суммы сразу. Считаю, что нам повезло. У меня были телефоны других инвесторов, мы были на связи и после нас они еще долго пытались забрать свои деньги».

Оставшиеся инвестиции забирали с трудом. «То у них денег нет, то приходите через месяц, то карантин, и всем нужно потерпеть. Из-за этого пришлось пару раз съездить в Киев к директору Виталию. Но он ничего не мог толком объяснить», — говорит Максим.

Даже сейчас, оценивая все, с чем пришлось столкнуться, Максим готов пробовать силы в этом бизнесе и дальше. «Чем меня привлекла тогда компания ElectroUA, это тем, что у них  параллельно развивался бизнес солнечных панелей и были планы строить жилой комплекс в Киеве, — говорит Максим. – Но когда я начал понимать, что машин на станциях становится все меньше и меньше, то задался вопросом: «Откуда они берут деньги?».

УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ РЫНКА ЗАРЯДОК

В Днепре сеть зарядок развивалась благодаря службам такси. Максим Пашковский был одним из первых, кто начал устанавливать станции для электрокаров. До начала пандемии у него в аренде было до 30 электрокаров, которые работали как служба такси. Для них еще в 2018 году в ТЦ Приозерный установили скоростные зарядки Autoenterprise. Зарабатывать удавалось на экономии стоимости топлива, но после локдауна люди стали меньше пользоваться такси, и многие владельцы электромобилей решили продать свои авто.

Зарядные станции в ТЦ «Приозерный»

«Слишком сильно преувеличена всеми игроками рынка выгода от зарядных станций, — сказал Максим Пашковский. – Autoenterprise выгодно продавать станции, поэтому они говорят, что окупаемость год-полтора, максимум два. Другие компании также привлекают инвестициями. Соответственно, у людей складывается ложное мнение, что ставить зарядные станции – это выгодно. На самом деле, это далеко не так выгодно, как кажется. Если станцию использовать как блок питания для своего бизнеса, по примеру службы такси, то да, установка станций имеет смысл. Но рассчитывать на большие заработки не стоит».

Сейчас в собственности Максима Пашковского 14 станций быстрой зарядки, которые находятся в торговых центрах Днепра «Приозерный», Appolo, Славутич и в торговом центре «TERRA» на 12 квартале.

«Я как владелец станций, который напрямую с них получает доход, вижу реальное потребление электроэнергии клиентами, — говорит Пашковский. —  У нас 97% покупателей электромобилей никогда в жизни не сталкиваются с зарядкой на публичных станциях. Им это вообще не нужно. Практически все владельцы пользуются домашней розеткой. Им это выгодно, и они не хотят переплачивать, если они дома могут зарядиться дешевле. И единственные пользователи публичных станций – это таксисты, которым нужно дозаряжаться в течение дня, и те, кто проезжает между городами. Например, человек едет из Запорожья в Киев, приехал в Днепр, зарядился и поехал дальше. И это не постоянный пользователь, а тот, кто едет в командировку».

Пока в Днепре мало быстрых зарядок для электрокаров

По мнению Пашковского, волна заработка на зарядных станциях еще не наступила. Из-за ложных представлений о выгодности, станции развиваются быстрее, чем завозят электрокары в Украину. «Все компании, которые занимаются зарядными станциями, рассчитывают, что вот-вот когда-то будет много машин и на станции найдется свой потребитель. Но сейчас их меньше, чем хотелось бы. При этом каждый хочет захватить свою часть рынка для того, чтобы, когда это будет выгодно – они были бы первыми», — говорит владелец станций.

Пока развивался бизнес по пассажирским перевозкам, оборудование окупились и стало приносить прибыль. «Станции дают пассивный доход. Да, он неплохой, учитывая, что для этого ничего не нужно делать – станция стоит и приносит деньги. Но очень-очень медленно», — говорит Максим Пашковский.

СКОЛЬКО СТОИТ КУПИТЬ ЗАРЯДНУЮ СТАНЦИЮ

В ответ на наш запрос в YASNO E-mobility (одно из направлений поставщика электроэнергии, газа и энергоэффективных решений YASNO – розничный бренд ДТЭК – ред.) рассказали, что они продают станции от 4,6 до 22 кВт от компаний АВВ или Schneider Electric. Стоимость оборудования для домашней станции варьируется от 26 тыс. грн до 34,5 тыс. грн. Для бизнеса цена стартует 50 тыс. грн. Все зависит от нюансов при выборе зарядки: ее мощность, разъем, Smart-функционал. Каждый проект рассматривается и просчитывается индивидуально.

Большинство владельцев электрокаров заряжаются дома

За работу установщиков нужно дополнительно заплатить еще 2,5 тыс. грн, но в частных домах сделать это смогут пока только жители Киева и Киевской области.

По информации представителей компании YASNO E-mobility, если вы заряжаете электрокар дома, то платите за электроэнергию по тарифу 1,68 грн/кВт∙ч независимо от объема потребления. Но если установлен двухзонный счетчик, то с 23:00 до 7:00 стоимость электроэнергии будет вдвое дешевле. Заряжаться дома можно и от обычной розетки через блок питания, который поставляется вместе с электрокаром. Но для безопасности авто и аккумулятора рекомендуется использовать сертифицированное по международным стандартам оборудование – домашние зарядные станции.

В случае, когда станцию купили для бизнеса, чтобы привлекать клиентов или заряжать корпоративные авто, то цены за электроэнергию будут другими. Напомним, что такие клиенты с договорной мощностью более 50 кВт могут самостоятельно выбирать поставщика и покупать у него электроэнергию по свободным ценам.

Чтобы было больше зарядок, должно стать больше авто. Но пока в Украине официально можно купить электрокар только премиум сегмента, и большинство украинцев ездят на машинах с американских аукционов. Ситуация изменится, когда автоконцерны начнут продавать недорогие электрокары.

«Когда в Украину официально зайдет Mercedes со своими машинами, когда Nissan сюда зайдет, когда зайдет Tesla и у них будут автосалоны по продаже и сервису, соответственно, эти фирмы и будут развивать рынок зарядных станций, — говорит владелец автосалона Tesla в Днепре Дмитрий Маменко. – Они, как минимум, будут инвесторами, либо установят свои зарядные станции, или будут делать клубные станции. Это будет помогать привлекать клиентов: «Если вы купите за 30 тыс. долларов электрический Mercedes, то по всей Украине вам будет бесплатная зарядка или эта услуга будет со скидкой». И тогда инфраструктура зарядных станций будет совершенствоваться».

Только государство или крупные компании могут позволить поставить зарядные станции и еще и бесплатно раздавать электроэнергию. «Почему я сам не инвестирую в зарядные станции? Потому что понимаю, что это не мой уровень. Это уровень правительства, крупных автомобильных корпораций. Поставить две или три зарядки можно в том случае, если я хочу привлечь внимание к своему бизнесу, — говорит Дмитрий. – Но у тех, кто захотел себя так прорекламировать, зарядки служили для захвата места, на котором позже появился рекламный щит. Вроде и розетка есть, и зарядка стоит, но основной заработок идет от продажи рекламы».

Рынок зарядных станций в Украине развивается

Возможно, у нас государство пойдет по пути Китая. Там решили, что для того, чтобы ускорить переход на электромобили, нужно расставить за деньги государства зарядные станции. И люди, когда увидят такое широкое покрытие станциями, быстрее примут решение переходить на экологичный транспорт. «На мой взгляд, украинскому правительству рынок зарядных станций пока не очень интересен. У них сегодня в приоритете здравоохранение, — говорит Дмитрий. — Если бы люди начинали бунтовать и говорить, что у всех есть электромобили и они не могут заряжаться, не хватает мощности или высокие тарифы, то тогда бы государство обратило на эту тему внимание. Но может это и хорошо: если правительство не вмешивается и не регулирует рынок, то он сам растет по принципу спроса и предложения».

ЧЕГО ЖДУТ ОТ ГОСУДАРСТВА

Несмотря на все сложности, рынок электрокаров и зарядных станций в Украине растет. Люди постепенно пересаживаются с бензиновых авто на электрические машины. По словам Сергей Шишкина, государство смогло бы помочь, если бы создало условия по покупке электричества для зарядок с дисконтом. «Или создало удобные условия для биллингования – единой системы пополнения баланса для зарядки электромобиля по понятному тарифу. Позже, государство сможет на этом зарабатывать. Главное, чтобы электрозарядчикам, которые строят систему станций, было комфортно», — сказал Сергей.

«Я как человек, который хочет и пытается развивать эту сферу, хотел бы, чтобы клиенты чаще пользовались станциями, и чтобы мой бизнес был прибыльным, — говорит владелец станций Максим Пашковский. — От государства хотел бы помощь в виде дотаций и кредитования. Я инженер, технический специалист, и я понимаю, как работает «начинка» зарядных станций. Хочу «толкать» рынок, но мне нужна помощь. Ведь на ввоз электромобилей нулевая ставка, и это помогает тем, кто торгует электромобилями, а те, кто ставит зарядные станции – для них пока нет помощи от государства».

Украинским автомобилистам не так комфортно, как европейским водителям

Пока что украинский рынок зарядных станций для электромобилей развивается сам по себе, без четких правил. «Развивать сеть электрозарядок – тема интересная. Но это же Украина. И торговать электричеством, а электрозарядки – это торговля электричеством, есть право не у всех. Поэтому, правовой статус инвесторов тут довольно шаткий и непонятно, чем это все закончится», — сказал Сергей Шишкин.

Настоящих, больших инвесторов, которые стали бы строить национального масштаба сеть зарядных станций, пока нет. «Все известные сегодня компании не строят сеть, а пытаются заработать, — говорит Сергей. – Предложение стать инвестором делается исключительно, чтобы не рисковать собственными деньгами. Для того, чтобы собрать побольше инвесторов с суммой в две, три или пять тысяч долларов, компании «рисуют» золотые горы. Говорят о доходности в 30% или 40% годовых. Но для того, чтобы была такая доходность, зарядная станция должна пахать как дизель в Заполярье, и в очередь должны стоять автомобили и заряжаться. Но в очереди стоять никто не хочет, поэтому на станциях заметен простой».

Когда инвесторы начинают требовать свои 30 или 40%, то в компаниях может не складываться математика, как в финансовой пирамиде. «В начале истории часто эти дивиденды выплачиваются из платежей новичков. И схема работает по примеру финансовой пирамиды, — говорит Сергей. – Свои деньги мы получили только потому, что в тот период пирамида еще продолжала расти».

В европейских странах установлено достаточно быстрых зарядных станций. Поэтому путешествие на электромобиле там гораздо комфортнее. Тем более, что это согласуется с всемирным трендом перехода с бензиновых авто на экологический вид транспорта.

Надеемся, и Украина в ближайшее время уделит внимание этому рынку, ведь мы заявили о намерениях достичь углеродной нейтральности. Посмотрим, как эти планы реализуются в действительности.

Ирина Логуш

Відправити

Недостатньо оцінок
Таблиця оцінок