Регіони та децентралізація

ЦЕНТР УСЛУГ И ДОБРОТЫ

Олександр Галяс, Порто-Франко

ЦЕНТР УСЛУГ И ДОБРОТЫ

Если аббревиатура превратилась в понятие, зажила своей жизнью, не требуя расшифровки и пояснений, значит, явление, которое она обозначает, прижилось, стало частью повседневности. Яркие украинские примеры последнего десятилетия — ЗНО или ОТГ. Таким привычным явлением постепенно становится и ЦНАП — Центр надання адмiнiстративних послуг. Тут уже не требуется перевода. Более того, то, что вмещает в себя это понятие, ассоциируется у наших сограждан с пользой для себя. В нынешнюю "эпоху перемен" (вспомните старинное китайское изречение!) подобное признание получает далеко не каждая новинка, особенно в сфере управления. ЦНАП же — как явление — уже не просто атрибут нашей повседневности, в известной степени это один из символов децентрализации. И уж точно — одно из самых полезных новшеств украинской реформы системы местного самоуправления.

По данным разных исследований работу ЦНАПов положительно оценивают более 65 % наших сограждан. В Крыжановке, селе Лиманского района Одесской области, наш уличный опрос показал стопроцентное знание жителей о местном ЦНАПе и практически единодушное признание пользы от его деятельности.

Этот опыт нам кажется и показательным, и поучительным.

Описание: http://porto-fr.odessa.ua/2020/43/pict/5.jpg


 

* * *

Принципиальное решение о создании в Украине центров, в которых административные услуги предоставляются по принципу "единого окна", было принято в 2012 году. С 2013-го началось создание ЦНАП в крупных городах и районах, а с 2016-го — в территориальных громадах. Крыжановка стала одним из первых населенных пунктов Одесской области, где создали свой Центр. Решение об этом было принято на сессии сельсовета 3 июня 2016 года, вскоре после того, как это стало законодательно возможным. Инициатором выступила сельский голова Наталья Григорьевна Крупица. Опытный руководитель, она быстро оценила пользу от нововведения.

Ведь что такое ЦНАП, в чем его польза? Если совсем просто, то это возможность для жителей громады получить максимально возможное количество услуг в одном месте, причем на территории своей громады, а не тратить время на поездки за каждой справкой в районный или областной центры. Хотя от Крыжановки до райцентра Доброслав или до Одессы расстояния невелики, и автобусное сообщение налажено, а все равно такие поездки нередко отнимали у жителей села практически целый день, не говоря уже о нервах. Как страдала при этом работа или семья, говорить излишне.

* * *

Однако одно дело — принять решение, и несколько иное — воплотить его в жизнь. Тут нужны люди, которые точно так же, как и лидер-инициатор, увидели бы пользу и загорелись идеей. К счастью, такого человека не пришлось долго искать. Полным единомышленником сельского головы стала её заместительница — главный бухгалтер сельсовета Валентина Галянт. Более того, она сама вызвалась возглавить процесс создания Крыжановского Центра. Лучшую кандидатуру трудно было подыскать. И дело не только в том, что Валентина Васильевна уже имела опыт создания в Доброславе районного Центра занятости, до тонкостей знала все нюансы такого процесса, вплоть до наличия "подводных камней" и способов их устранить. У нее, ко всему прочему, такой характер — созидателя. И если уж возьмется за какое дело, то доведет до конца, каких бы усилий это не стоило. С главой сельсовета у них сложился идеальный тандем, позволю себе сказать, таранного типа; ибо подобные проекты, где требуется множество согласований в разных инстанциях, всегда приходится, что называется, "пробивать". Но известно же, что "дорогу осилит идущий".

Так и в нашей истории.

* * *

Верная себе, Валентина Васильевна первым делом занялась изучением соответствующих документов. Выяснила условия, которые необходимо создать, чтобы открыть ЦНАП. Не будем утомлять читателей длинным перечнем; их легко найти в Интернете. Так, например, много полезного можно почерпнуть из пособия "Як створити належний ЦНАП в ОТГ. Досвiд iнституцiйного створення ЦНАП в рамках Програми "U-LEAD з Європою".

Из 364-страничного пособия приведем только один пример — из требований к помещению для Центра:

"У примiщеннi ЦНАП має бути забезпечене рацiональне планування робочих зон, особливо зони очiкування та iнформування, зони обслуговування. Рекомендується облаштування дитячого куточка, мiсця для самообслуговування вiдвiдувачiв (з комп’ютером, доступом до Iнтернету). У бiльших ЦНАП

рекомендованим є облаштування "рецепцiï" (iнформацiйного пункту) або просто першого робочого мiсця у зонi обслуговування — для надання першоï iнформацiï вiдвiдувачам. Робочi мiсця персоналу рекомендується розмiщувати з урахуванням потреби захисту зору працiвникiв, зокрема, варто запобiгати потраплянню прямого сонячного свiтла на монiтори комп’ютерiв. Певним стандартом в облаштуваннi ЦНАП рекомендується встановлення двох стiльцiв для вiдвiдувачiв бiля кожного робочого мiсця. У деяких ЦНАП облаштовується окремо "громадська приймальна" для прийому вiдвiдувачiв мiсцевим головою, керiвництвом мiсцевоï ради, депутатами тощо. Це ж примiщення може використовуватися для вчинення окремих "нотарiальних дiй", що потребують конфiденцiйностi, або ж переплановуватися для встановлення паспортного обладнання. Обов’язково варто звертати увагу на енергоефективнiсть примiщень (теплоiзоляцiю, облаштування вхiдного тамбура чи тепловоï завiси), екологiчнiсть використовуваних матерiалiв".

* * *

С помещения в Крыжановке и начали. Ибо здание, в котором размещался сельсовет, никак не подходило для ЦНАП. Уже хотя бы потому, что было одноэтажным, а одно из требований к Центру — офис должен находиться на первом этаже и иметь пандусы.

На сессию сельсовета был вынесен вопрос о коренном переоборудовании здания: о строительстве второго этажа, куда намеревались перенести всю административную часть. Депутаты поддержали, и процесс пошел. В результате здание Крыжановского сельсовета может сделать честь и областному центру: современное, светлое, просторное, доступное любому. А весь первый этаж отдан под Центр админуслуг.

* * *

А пока шло строительство, решался не менее важный вопрос — поиск кадров и их обучение. Валентина Васильевна и тут подавала пример. Большую пользу принесла поездка по стране в рамках Программы "U-LEAD з Європою". Вместе с руководителями ЦНАП Одесской области она знакомилась с опытом других регионов — Волынской, Винницкой, Житомирской областей. Побывала и в Верховной Раде — на заседании профильного комитета. Привезла из поездки массу впечатлений и полезных сведений. Приобретенными знаниями делилась со своими сотрудниками. В процессе становления Крыжановского ЦНАП мимо неё не прошла ни одна деталь; имея опыт формирования районного Центра занятости, Валентина Васильевна знала, что в подобных делах нет мелочей. Тут все должно действовать как в хорошо пригнанном механизме.

Именно так и работает прямо с момента своего открытия в конце 2018 года Крыжановский ЦНАП.

* * *

Сюда я попал не в самое удачное (как для журналиста) время. В карантин посетителей вынужденно меньше, чем обычно, но это вовсе не значит, что у сотрудников ЦНАП меньше забот. Просто стало намного больше работы в онлайн-режиме. Люди-то ведь по-прежнему обращаются за справками, документами и советами, тем более, что сейчас ЦНАП предоставляет 99 видов услуг.

Валентина Васильевна знакомит с помещением.

— У нас все, как положено, — не без гордости рассказывает она. — Вот зона ожидания, затем посетители попадают на ресепшн, где происходит распределение потоков — кому к какому сотруднику следует обратиться. Все мои коллеги прошли онлайн-курсы, о чем свидетельствуют сертификаты.

— У нас прекрасные молодые сотрудники, — развивает тему заместитель начальника ЦНАП Наталья Владимировна Сергеева. — Вот Татьяна Анатольевна Еребакан, ее просто обожают бабушки-дедушки. Ее зона — социальные вопросы, самый сложный участок. Но у Татьяны поразительное терпение и настоящая, неподдельная любовь к людям. А без этого здесь работать трудно.

* * *

"Сарафанное радио" работает быстро, и не только в селе. ЦНАП в Крыжановке едва только открылся, а уже волнами пошли посетители. В том числе и одесситы. Дело в том, что ряд услуг, в том числе, такую важную, как оформление загранпаспортов, ЦНАП может оказывать любому украинскому гражданину. А в период карантина получил право и внутренние паспорта оформлять для жителей не только сельсовета, но и всей области.

Многие одесситы признавались потом, что не ожидали такого уровня обслуживания — начиная с помещения и заканчивая какими-то моментами чисто человеческого отношения.

"Благодарю за спокойное разъяснение, помощь в оплате, приятную атмосферу. Чувствуешь себя человеком", — написал в отзыве один из посетителей-одесситов.

Сами же сотрудники это воспринимают как должное.

— Мы же все-таки люди деревенские, — улыбаются, когда я вслух зачитываю благодарности от посетителей. — Мы привыкли к тому, что у нас тут все знакомые, а значит и отношения более душевные. И людям это нравится, и нам приятно работать в такой атмосфере.

* * *

Кто особенно любит бывать в Крыжановском ЦНАП, так это малыши. Для них по всем правилам оборудован детский уголок, где есть игрушки, машинки, цветные карандаши... Понятно, что дети сюда приходят не на экскурсию, а если их берут с собой родители или бабушки-дедушки. Но что показательно: никто не капризничает, каждый быстро находит себе занятие по душе.

"Я пришла с мамой и младшей сестрой. Мама пошла разбираться, а мы с сестренкой пошли играть в детский уголок. Все очень хорошо. Лилиана".

К этому отзыву приложен рисунок: стол и карандаши на нем. Неумело, зато искренне.

* * *

Поначалу, когда ЦНАП только открылся, некоторые посетители пытались "отблагодарить" сотрудников — по старой, трудно искоренимой привычке. Приходилось проводить "разъяснительную работу".

Сейчас уже все знают, что благодарить можно либо на словах, либо оставив письменный отзыв. Правда, иногда старушки уговаривают: "Хоть шоколадку возьмите!" Но с этим в ЦНАП строго.

Не зря же на дверях висит табличка: "Територiя вiльна вiд хабарiв".

* * *

"Святая святых" ЦНАП — паспортное отделение. Тут все оборудовано в полном соответствии с требованиями. Современное оборудование позволяет проводить все необходимые операции на самом высоком уровне.

На столе — гора аккуратно сложенных документов.

— Конец года, подводим итоги, — поясняет Н. Сергеева.

А они таковы. С 23 ноября 2018 года выдано 4466 загранпаспортов. Было бы значительно больше, когда не "карантинная" приостановка работы.

Также с начала работы выдано 564 ID-карт. Первыми их получили брат и сестра Грещенко — Давид и София. Эти ребята — гордость Крыжановки, их знают далеко за пределами области.

Два года назад Давид, тогда еще ученик девятого класса, получил Почетную Грамоту Президента Украины. Школьник разработал проект фитнес-центра, где с помощью велотренажеров и беговых дорожек будет производиться электроэнергия, которая пойдет на производство специального пластика из отсортированного мусора. А изготовленный таким образом пластик может быть использован при строительстве дорог.

А прошлой весной Давид и София стали обладателями второй премии Всеукраинской экологической олимпиады научных проектов по охране окружающей среды.

— Моя голубая мечта, — подключается к разговору В. Галянт, — чтобы мы могли выдавать паспорт моряка. Наше село издавна рыбацкое, морское село, у нас многом своих мореманов, так что услуга будет востребована. В Одесской области проходит пилотный проект в этом направлении, но пока шла процедура создания ОТГ, я не имела возможности заниматься этим вопросом. Вскоре займусь вплотную.

* * *

А пока что главная проблема Валентины Васильевны — реформирование ЦНАП в связи с созданием новой, Фонтанской ОТГ, в состав которой вошла Крыжановка.

Впрочем, план у нее уже готов. Центральный офис — теперь уже ЦНАП Фонтанской ОТГ — останется, конечно, в Крыжановке, поскольку только тут помещение отвечает всем требованиям. В Фонтанке будет создан филиал, а в Новой Дофиновке и Александровке — отдаленные рабочие места.

— Жители других сел ОТГ не должны ехать к нам за каждой справкой, — поясняет новую систему Валентина Васильевна. — В Фонтанке будут предоставляться почти что все услуги. А в двух других селах будут работать по два сотрудника. Один — по социальным вопросам, другой — по демографическим.

Еще одно важное планируемое новшество. Хотя многие справки уже можно оформить онлайн, но прийти получить следует лично, с паспортом. С Нового года тут намерены и получение справок сделать доступным в онлайн-режиме — при помощи электронной подписи.

Немало у Валентины Васильевны и других планов, которые поддерживает Наталья Григорьевна Крупица, избранная главой Фонтанской ОТГ. В помощь ей и сильный, спаянный коллектив сотрудников. Уверенность в достижении цели придает и добытый авторитет: Крыжановский Центр входит в состав Ассоциации ЦНАПов Украины — таких в Одесской области всего пять. А самое главное — признание людей. Виталий Михайлович Лавров после посещения Центра сказал коротко: "Сотрудники показали пример профессионального обслуживания". Наверное, это самое точное определение того, как работают Валентина Галянт, Наталья Сергеева, Диана Сучкова, Оксана Бельшина, Елена Задорожная, Татьяна Еребакан, Александр Задорожный, которые помогают людям и делом, и добрым отношением.

Александр ГАЛЯС.

 

 

Газета «Порто-франко» від 24 грудня 2020 року 

http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art017&year=2020&nnumb=43

 

Відправити