Культура / Lifestyle: харчування, туризм, мода

Дорогами европейского туризма

Інна Іщук, Порто-Франко

ДОРОГАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТУРИЗМА

Туристическая отрасль развивается в Украине особенно активно, и в перспективе может стать одним из весомых источников пополнения государственного и местного бюджетов.

Впрочем, в некоторых регионах туризм играет весьма заметную роль среди прочих отраслей экономики. К таким регионам относится и Одесская область, особенно активно облюбованная туристами в последние пять лет. Среди прочих факторов привлекательности туризма в Одессе и регионе видное место занимает использование европейского опыта. Что стало особенно заметно после ратификации Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.

 

Дорогами вина и вкуса

В нашем регионе началась реализация проекта ЕС "Поддержка развития системы географических указаний (geographical indications, GI) в Украине".

В европейских странах продукты с географическим указанием (вероятно, точнее было бы использовать понятие "привязка") ценятся значительно выше, так как считаются аутентичными и высококачественными. Четкая привязка к определенной географической точке помогает также противодействовать фальсификации и одновременно гарантирует высокий стандарт качества и имеет связь с культурой страны-производителя (грузинские вина, Шампанское, коньяк, швейцарские часы и т. п.). По сравнению с обычной, такая продукция пользуется более высоким спросом и стоит дороже, что выгодно для производителей.

Проект "Географические указания в Украине" ведет консультационную и техническую поддержку регистрации GI. При этом инициировать регистрацию должны ассоциации производителей. Так, к примеру, проект способствовал созданию Ассоциации производителей традиционных карпатских высокогорных сыров и помог подготовить документы на регистрацию GI, но заявку подала непосредственно ассоциация.

- Европа имеет полуторавековой опыт развития гастрономического туризма, - рассказал, выступая в Одессе, координатор проекта ЕС "Географические указания в Украине" Саверио Савио. - На моей родине, в Италии, более 800 продуктов и напитков имеют географическую привязку, 11 тысяч усадьб принимают туристов, 1800 ферм угощают продуктами собственного производства. Проложено 169 дорог вина. И в Одесской области это тоже возможно.

Гастротуризм - важное направление в европейской экономике, он признан стратегическим для развития сельских территорий. Но если нет четкой логистики, привлечь туриста крайне сложно. После ремонта трассы Одесса - Рени появились новые возможности развития т. н. "дорог вина" - туристических маршрутов, которые охватывают винодельческие компании региона. Привязка продукции к географическим названиям призвана помочь бизнесу привлечь туристов. Саверио Савио указал на то, что необходимо связать историко-культурные традиции региона с продуктами, изготовленными в данной местности. Европейский опыт говорит о том, что такая привязка увеличивает количество потребителей, которые хотят приобретать товар с географической привязкой, что чаще всего вызвано исторической славой данной территории. В Италии, к примеру, именно такие продукты стали базой для продовольственной промышленности, на которой базируется национальная система. В этой стране ежегодно проходит более 200 фестивалей, где предприниматели представляют свою продукцию. Социальное исследование показало, что гастрономия является серьезным мотивирующим фактором для посещения страны. Более 63 % национальных туристов говорят, что учитывают гастрономию в выборе туристической дестинации. Этногастрономический туризм приносит Италии доход в 5 млрд евро ежегодно. Гастрономический турист культурно подготовлен, ответственно относится к территории, на которой пребывает, а главное, обеспечен финансово. Винные туристы в Италии оставляют около 200 евро в день (для сравнения - у обычного, "среднестатистического", туриста этот показатель составляет 55 евро). Но, чтобы привлечь столь состоятельного туриста, необходимо высокое качество продукта и аутентичность территории.

В силу приведенных аргументов, полагает Саверио Савио, важно говорить о развитии гастрономического туризма с привязкой к территории.

Для Одесской области эксперты Евросоюза предложили проект развития сельских территорий, путем создания дорог вина и вкуса. 18 марта в Одессе был подписан меморандум о сотрудничестве между проектом Еврокомиссии "Поддержка развития системы географических указаний в Украине" и Национальной туристической организацией Украины.

- Чтобы проект "Дороги вина и вкуса" стал эффективным и помог развить сельские территории, нужно объединиться, - говорит глава организации "Туризм Одессы" Оксана Кузнецова. - Если мы хотим, чтоб к нам приехали туристы, которые готовы платить по 200 евро за такие гастротуры, мы должны создать карту, которая будет им интересна.

Национальные наработки в области виноделия и пищевой промышленности легче продавать, так сказать, оптом - создав многодневные маршруты и организовав ночлег и отдых. В этом и есть смысл проекта "Дороги вина и вкуса".

- Дороги вина и вкуса должны включать очень широкий круг участников. Чем больше будет участников, тем интереснее комплексное этно-гастрономическое предложение будет сформировано для туристов. В Европе нет никаких ограничений касательно длины "дорог" - это может быть 50 км, а может и 250 км, - объясняет национальный эксперт Европроекта по географическим указаниям Елена Мотузенко.

И, кроме организации маршрутов, необходимо еще и научиться их продавать - то есть придумать, чем заинтересовать туристов.

- Так как Украина находится в Европе, а Европа - лидирующая локация мира по приему туристов, ежегодно принимающая более 700 млн человек, наша задача - сделать все, чтобы эти 700 млн туристов, приезжающих в Европу, заезжали в Украину. Для этого нам надо сформулировать, почему им сюда надо приезжать, что, собственно, должно привлечь их в Украине, - говорит Иван Липтуга, президент Национальной туристической организации Украины.

Проект Е8 предполагает создание карты винного туризма с включением Одессы, Белгорода-Днестровского, Шабо, Измаила, Болграда, создание условий для пребывания туристов и информационного сайта.

Проект будет работать в Одесской области два года, по результатам его работы разработают методики, как активизировать ресурсные потенциалы других регионов Украины.

 

Как стать Меккой для туристов

Гастрономический туризм в Одессе уже дал ростки. Фестивали, гастрономические туры привлекают все больше людей. Но Одесса развивается не только в направлении гастрономии, тут развивают все виды туризма в рамках международных европейских программ.

20 марта на сессии Одесского городского совета депутаты проголосовали за решение о вступлении города Одессы в международное объединение "Маркетинг европейских городов" (European Cities Marketing). Членство в этой международной институции позволит проводить более эффективную маркетинговую политику туристических продуктов Одессы на внешнем рынке, будет способствовать дополнительному продвижению города, укреплению его позитивного имиджа в мире, распространению успешно реализованных проектов на международной арене.

- Данная международная организация - это представительство самого высокого уровня. Вступая в это объединение, Одесса получает возможности привлечения мирового опыта, присутствия на всех мировых локациях, участия в перспективных проектах. Это вопрос высокого престижа и признания Одессы на туристической карте мира, - отметила директор Департамента и культуры Одесского городского совета Татьяна Маркова. - 2018 год был годом международного сотрудничества. Для Одессы крайне важно было вернуть большой сегмент туристического рынка, который у нас уже был в 2013 году. И расширить сегментацию этого рынка. Все эти усилия выполняются в рамках реализации городской программы развития туризма, принятой до 2020 года. Планомерная системная работа привела к тому, что уже в сентябре мы встретили трехмиллионного туриста. За год Одессу посетило более 3,2 млн туристов. Конечно, порядка 60 % это украинцы, наши сограждане, и около 40 % - туристы, которые прибыли к нам из-за рубежа. Несмотря на то, что Украина пока отмечена как красная или желтая зона, не рекомендованная к посещению иностранных туристов, тем не менее к нам приезжают иностранные гости.

Но сначала нужно, чтобы об Одессе узнали. Благодаря участию министерства и бизнеса в прошлом году Одесса была представлена на 13 международных выставках - рекордное количество за все годы. И мы намерены продолжать такое продвижение. В этом году мы начали работать со скандинавским рынком. В прошлом году участвовали на туристической выставке в Осло. На наш взгляд, это перспективно, потому что скандинавским туристам Одесса интересна по своему историческому и культурному наполнению. И для них весьма приемлемо наше соотношение цены и качества туристических услуг.

Для того, чтобы люди во всем мире больше знали об Одессе положительной информации, мы провели 16 промо- и пресс-туров для представителей разных государств. Для азиатских и скандинавских представителей в программе было три города: Киев, Одесса и Львов.

В четырех европейских городах Одесса впервые в Украине разместила наружную в виде сити-лайтов рекламу. Это очень важно, так как мы сразу получили отклики из Праги и других городов. Мы получили подтверждение, что в мобильном приложении Японии появится информация об Одессе. Для нас это большая победа. Впервые информация об Одессе появилась в топовом журнале National Geographic. Lonely Planet издал сборник об Украине, где тоже говорится об Одессе. Ролики об Одессе транслировались в Интерсити, статьи размещались в бортовом журнале турецких авиалиний и уже авиалиний МАУ.

Кроме этого, мы разрабатываем 3D маршруты, готовим медицинский сайт. Запущен сайт, связанный с деловым туризмом. Город много делает для того, чтобы те, кто побывал в Одессе, захотели сюда вернуться. Реконструируются и обновляются парки и скверы.

В мире особое внимание уделяется людям с особенными потребностями. Этот пункт также присутствует в нашей городской программе. В городе стелят тактильную плитку для экскурсионной доступности для всех категорий туристов. Для инвалидов-колясочников есть специальные автобусы. Мы проводим специально разработанные туры с гидом-колясочником. И эта работа не только департамента, но и всей команды мэрии, где каждый в своем направлении создает определенный продукт.

Начиная с 2016 года в Одессе размещены 33 таблички с QR кодом на объектах показа, благодаря чему турист может войти на сайт и узнать информацию о заинтересовавшем его месте. Размещены карты на остановочных комплексах. А также карты-указатели, легенды на трех языках на фонарных столбах города. И тут намерены продолжать эту работу, которая позволит комфортно ощущать себя туристам, приехавшим из-за рубежа.

Департамент городского хозяйства будет делать обозначения улиц на английском языке. Разрабатываются новые карты, проводятся "Дни Европы", где представлены разные национальности, к этим праздникам привлекаются национальные общества, почетные консульства других государств. Это большая продуктивная и системная работа, которая приводит к существенным результатам.

- Конечно, - говорит Т. Маркова, - иногда возникают такие препятствия, как принятие нового налогового кодекса, где увеличилась ставка туристического сбора, которую привязали к минимальной заработной плате. А не к сумме проживания, что гораздо понятнее для туриста. Мы активно сотрудничаем с Министерством экономического развития Украины, департаментом по туризму и рекреации. У нас хорошие отношения с подкомитетом в Верховной Раде, который возглавляет господин Палатный. Депутат Верховной Рады Анна Романова всегда с удовольствием отзывается на наши предложения. В апреле в Одессе пройдет международная туристическая неделя, которая также дает много откликов. В течение недели Одесса становится эпицентром туризма. И многие конструктивные решения принимаются именно на таких форумах. Запланировано проведение фестивалей, концертов, ворк-шопов, встреч, круглых столов.

В городскую программу развития туризма внесены изменения по вопросу развития круизного бизнеса. Необходимо выходить на международные выставки, организовывать встречи с представителями круизных компаний и заинтересовывать их нашим Черноморским регионом с центром в Одессе. Кроме того, появился новый раздел - создание кинокомиссии на базе информационного туристического центра, который занимается организацией съемок. В планах - расширить эту деятельность с привлечением иностранных партнеров, созданием специальных условий, а также создание кинофонда, который будет субсидировать молодых кинематографистов. Сейчас проводится работа над созданием координационного совета при мэрии по развитию кино.

В прошлом году в рамках проекта "Одесса едет в гости" представили город в Польше и Роттердаме, оживили побратимские отношения с Балтимором, провели переговоры в Украинском Институте культуры в Нью-Йорке. В этом году планируем продолжать укреплять побратимские связи и реализовывать совместные проекты.

Одесса как интеркультурный город продолжает развиваться и популяризировать город как событийную, культурную столицу, открытую всем гостям мира.

Инна ИЩУК

Відправити