Перегляд матеріалу Таблиця оцінок
Соціум / Якість життя: суспільство, соціальні ініціативи

Гендерное уравнение

Марiя Бондар, Фокус

Заголовок: Мальчики – налево, девочки – направо.

Врез: Почему общеобразовательная школа в Украине еще не скоро станет гендерно нейтральной

Автор: Мария Бондарь

«Положи отвертку, ты же девочка! И вообще ваши уроки труда в другом кабинете», - одергивали меня в школе. Мальчиков учили обращаться с нехитрым, но полезным в быту ремонтным инвентарем, а девочек – вязать, шить, вышивать и готовить. Умение пользоваться отверткой и плоскогубцами, забить гвоздь или хотя бы отличить его от шурупа тогда считалось сугубо мужским навыком, вовсе не нужным представительнице прекрасного пола. Впрочем, во взрослой самостоятельной жизни, его отсутствие создало мне множество неудобств. К примеру, как-то раз я на двое суток лишилась горячей воды, потому что не умела без посторонней помощи разобрать корпус водонагревателя и поменять элемент питания. Не знаю, ощущали ли мальчики недостаток тех навыков, которые на трудах приобретали мы, но, по крайней  мере, умение готовить многим из них могло пригодиться. Лет через десять, случайно встретившись с бывшим одноклассником, я узнала, что он лечится от язвы желудка, которую заработал в студенческие годы, а научись он вовремя варить суп, может без этого и обошлось бы. В большинстве украинских школ уроки труда для мальчиков и девочек по сей день проводят по разным программам. И это одна из самых ярких иллюстраций поло- ролевого подхода в образовании, основанного на том, что задачи женщин и мужчин в социуме различны, поэтому воспитывать и обучать их тоже нужно по разному. Большинству населения нашей страны это утверждение кажется аксиомой, не удивительно, что недавнее заявление Министра образования Анны Новосад о том, что украинская школа должна стать гендерно – нейтральной произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Революция или эволюция

В социальных сетях немедленно заговорили о грядущих перемен, особенно живо его обсуждают в родительских сообществах. Официального описания новой гендерной концепции в открытых источниках пока нет, родители строят предположения на основе отрывочных сведений, и надо сказать их фантазии зашли довольно далеко. На некоторых форумах всерьез говорят о возможности введения в отечественных школах понятия «третий пол», которое не так давно появилось в США и некоторых странах Западной Европы (обращение к человеку во множественном числе без гендерной идентификации, использование местоимения «они» вместо «он» или «она»). В реальности, об этом речи пока нет, хотя в Министерстве и вправду вынашивают планы серьезных изменений – пересмотр учебных планов, внедрение новых принципов организации учебного пространства, а главное, формирование нового подхода к преподаванию, при котором мальчики и девочки должны находиться в равных условиях.   

«Гендерные стереотипы усваиваются с самого детства и во взрослом возрасте становятся паттернами поведения, именно поэтому так важно, чтобы школа стала местом, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и получить нужные для жизни базовые знания и навыки вне зависимости от пола, - говорит Александра Голуб, глава общественной организации «Лига защиты прав женщин». – В XXI веке и мужчины и женщины должны уметь постоять за себя и содержать в порядке свой дом, они в равной степени должны быть свободны в выборе профессии». Гендерно нейтральный подход предполагает, что девочек и мальчиков учат одинаково и по одним и тем же программам, им в равной степени доступны все ресурсы школы, и они одинаково комфортно чувствуют себя на всей ее территории. Родители, учителя, психологи и эксперты Министерства образования сходятся на том, что реализовать его в чистом виде в сегодняшней украинской школе крайне проблематично.

Казалось бы, с формальной точки зрения проблем не так много. Только два обязательных учебных преподают отдельно для мальчиков и девочек – «трудовое обучение» и «защита отечества». Их содержание в министерстве планируют пересмотреть и скорректировать. По всем остальным предметам  есть общие программы и критерии оценки, к тому же с 2016 года по настоящее время ударными темпами идет антидискриминационная экспертиза всего образовательного контента (учебников, любых пособий и планов), любой материал визуальный или текстовый, содержащий отсылки к гендерным стереотипам удаляют или исправляют. Классический пример – отказ от знакомого нам с детства «мама мыла раму» - стандартного предложения из учебника по чтению,  поддерживающего ассоциативную связь между ролью матери в семьи и самой тяжелой работой по дому. «Однако, мы отдаем себе отчет в том, что все это – верхушка айсберга, у поло – ролевого  подхода слишком давняя история, - говорит Елена Масалитна, советница министра образования и науки Украины. – Женское образование появилось значительно позже, чем мужское, оно изначально существовало отдельно и выполняло другие функции. Однако, очевидно, что идеологические формулы, сохранившиеся с тех времен давно морально устарели».            

Скрытый план

Елена Масалитина убеждена в том, что в системе, где к девочкам и мальчикам изначально по разному относились и предъявляли разные требования, само по себе формальное уравнивание правил не означает равенства возможностей. К примеру, стереотипное представление о том, что мальчики талантливее в точных науках, а девочкам легче даются гуманитарные, укоренилось в сознании работников системы образования настолько глубоко, что во многих школах считается естественным вызывать мальчиков к доске для решения более сложных задач по математике или физике и девочек для тех, что попроще.

«Одно из явлений, препятствующих установлению равных возможностей для всех учеников называется «скрытый учебный план», - говорит советница министра. – Этим термином обозначают систему практических механизмов, воссоздающих модели гендерного неравенства в учебных заведениях и в образовательном процессе – в содержании курсов, организационно – нормативной структуре учебных заведений, педагогическом составе, стиле преподавания и коммуникациях между участниками учебного процесса. К сожалению, существование скрытого плана приводит к тому, что ученики  и сами начинают перенимать дискриминационные стереотипы. Например, результаты опросов показывают, что девочки часто испытывают некий страх перед точными науками, в основном, потому что их убедили, что это якобы слишком сложно».

Дискриминационные стереотипы мешают выявлению и развитию способностей к точным наукам у девочек, и к гуманитарным у мальчиков. Возможно, этим отчасти объясняются невысокие показатели Украины в  PiSA – международном исследовании качества обучения, сравнивающее системы образования разных стран. Его основа – определение грамотности 15-летних подростков в нескольких сферах: чтение, математика, естественные науки, и способности применять полученные знания в реальной жизни.  По всем трем показателям, уровень грамотности украинских школьников оказались ощутимо ниже, чем у их сверстников в Эстонии, Венгрии и Белоруссии, зато выше, чем в Грузии и Молдове. Если сравнивать со Словакией, у нас лучше обстоят дела с чтением и естественными науками, но хуже с математикой. 36% не достигают базового уровня математических знаний. Судя по результатам исследования, очень многим украинским подросткам тяжело даются даже простейшие задачи.

Вопрос комфорта

Самые серьезные родительские опасения по поводу идей гендерно – нейтральной школы связаны с организацией школьных сан узлов. Особенно переживают родители девочек, и не без причин. Форумы пестрят историями о том, что в какой-то школе женский или мужской туалет  оказывался на ремонте и оставшейся временоо становился гендерно – нейтральным. Зачастую для девочек эта ситуация оказывается очень стеснительной или даже травмирующей. Большинство детей школьного возраста еще не усвоили правило поведения защищающие чужую приватность и чужие физиологические потребности в определенном возрасте могут вызывать нездоровое оживление. Кто-то из родителей рассказывает, что дочь со слезами отказывалась идти в школу. Кто-то вообще не знал о наличии проблемы до тех пор, пока не пришлось обратиться к врачу со странными симптомами  причиной которых, в последствие оказалось то, что дочь перестала ходить в  туалет днем, ждала возвращения домой.

Словом, мысль о том, что со школьных сан узлов, в том виде, в котором они существуют сейчас просто снимут обозначения «М» и «Ж» справедливо пугает.  Елена Масалитна уверяет, что этого не произойдет. Гендерно – нейтральный подход предполагает, что умывальник и вообще все что необходимо для личной гигиены того, кто пользуется туалетом, должно находится в одной закрытой кабинке. В школах постсоветских стран туалет , как правило, общее пространство со множеством кабинок. «Тут гендерный подход применить не получится, но это далеко не единственная проблема, возникающая из-за такой организации сан узлов, - подчеркивает советница министра. – Во – первых ,они порой становятся удобной площадкой для булинга. Во-вторых, далеко не во всех школах в таких туалетах есть дверцы, которые нормально запираются. Это означает отсутствие личного пространства в момент, когда оно просто необходимо. Представьте, что ваш ребенок без штанов, в этот момент кто-то настежь открывает дверь и его или ее становится видно из коридора. Поэтому, мы пытаемся добиться от местных властней, чтобы на кабинках поставили дверцы. В новых школах, которые будут строится в дальнейшем мы хотели бы видеть закрытые индивидуальные туалеты вообще без общих пространств, вот их как раз стоит сделать гендерно нейтральными». Одинаковое количество мужских и женских сан узлов на самом деле не означает равные возможности доступа. Женщины и девочки проводят в уборной на 20% больше времени. Да и по количеству женского пола чуть больше – 54%. Трудно не заметить, что о общественных местах в женский часто туалет выстраивается очередь, а в мужской нет».

Так или иначе, реализации гендерно – нейтрального подхода в Украине мешают не старые здания с неудобными сан узлами и даже не организационные условия учебного процесса, а личные установки его участников. «Вопрос пола постоянно проявляется там, где его быть не должно, это мешает обеспечить психологический комфорт ребенка, - сетует  Масалитна. Мы предложили заменить старые парты, рассчитанные на двух человек, новыми – индивидуальными. Это должно было послужить удобству и спокойствию учеников, дать больше личного пространства, уменьшить количество отвлекающих факторов во время занятий. Вскоре после этого сотрудники одной из школ выложили в сеть фотографии классов, на которых видно, что они закупили голубые парты для мальчиков, и розовые для девочек, хотя выбор цветов изначально был довольно широким. Не знаю кому пришла эта идея, но они создали гендерное разделение на пустом месте. Теперь представьте, что на каком-то этапе состав учеников меняется, и нужно куда-то посадить нового мальчика, а единственная свободная парта – розовая и над ним дружно смеется весь класс.

В Министерстве образования надеются на то, что от гендерных стереотипов можно постепенно избавиться повышая квалификацию преподавательского состава и школьной администрации. Разрабатывают новые дисциплины для педагогических вузов вроде «Практики применения недискриминационного подхода», добавляют соответствующие темы в уже существующие вузовские курсы. Вероятно, со временем установки и вправду начнут меняться, вопрос в том как скоро это может произойти.   По мнению психолога Елена Рыхальская существенных изменений можно ждать только в следующем поколении.  Она подчеркивает, что общество, в котором мы живем, по большей части остается патриархальным. Женщин и мужчин в нем оценивают по разным меркам и предписывают разные стандарты поведения. Существующее распределение гендерных ролей можно критиковать или одобрять, но игнорировать его в любом случае не удастся – это данность, которую невозможно изменить в короткие сроки. Само по себе внедрение новых правил в школе не даст желаемого эффекта, на то есть как минимум три причины. «Во-первых, учителя не смогут так просто отказаться от установок, которые усвоили, когда еще сами учились в детстве, - говорит Рыхальская. – Во-вторых, детям хочется поскорее повзрослеть и они копируют то, модели «типично мужского» и «типично женского» поведения, которые видят вокруг. Из интернета на них льется информация о женских и мужских тренингах, реклама пестрит эротизированными образами, в фильмах и взрослых разговорах постоянно звучит тема мужского и женского, а в школе их восприятие резко должно становиться гендарно нейтральным. Вряд ли это возможно. В-третьих, в воспитании родителей, которые сами были вскормлены патриархальным обществом, в любом случае будут отражаться типичные для него подходы».            

Відправити

5,3 Середня оцінка
Таблиця оцінок