Перегляд матеріалу Таблиця оцінок
Бізнес / Телекомунікації та IT

Почти в прямом эфире: телештурм Крыма

Вікторія Новікова, фрілансер

Почти в прямом эфире: телештурм Крыма

26 сентября 2019, 11:15

 

Иллюстрация

В 2014 году российские власти вытеснили украинские телеканалы с Крыма одномоментно и пока что – безвозвратно. В то же время компании, которые принимали участие в аннексии информационного пространства полуострова, использовали ресурсы западных партнеров, возможно, без их ведома. Как крымский телеэфир стал российским и кто принимал в этом процессе активное участие? Об этом – в расследовании Крым.Реалии.

Захват телекоммуникаций в Крыму Россией, а также нынешнее положение дел в этой сфере на полуострове – сложная, обширная и специфическая тема. Известно, что критическая инфраструктура – телекоммуникации – область ведения и ответственности спецслужб. Мы постарались рассмотреть детали хронологии событий в Крыму с 2014 года. Многие свидетели тех событий и другие собеседники Крым Реалии пожелали сохранить анонимность из соображений собственной безопасности.

Подготовка к захвату информационного пространства Крыма

«Перед началом вторжения на территорию другой страны государство-агрессор начало активную пропаганду внутри государства-жертвы. Перед вторжением в Крым Россия расконсервировала свои средневолновые передатчики сверхмощного вещания в Калининградской области, Краснодаре и городе Григориополь в непризнанном Приднестровье», – рассказывает бывший глава украинского Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ) и эксперт в области телекоммуникаций Валерий Юрченко.

Сигнал этих средневолновых станций мощностью от 500 до 1200 кВт передавался в радиусе от 500 до 1500 км и покрывал, соответственно, Крым и юго-запад Украины, юго-восток и центральную Украину. Более того, накануне аннексии вдоль северо-восточной границы Украины с Россией последняя развернула мобильные военные средневолновые станции вещания. Их эфир заполняли программы федеральных радиостанций «Голос России» и «Вести ФМ», являющихся одними из важных ресурсов официальной российской пропаганды. «Голос России» теперь называется Sputnik и является подразделением Russia Today. Руководит радиостанцией Дмитрий Киселев, российский топ-пропагандист, известный своим высказыванием о превращении США в «радиоактивный пепел».

«Зеленые человечки» и Permira Holdings Limited

Экспертная группа проекта Центр глобалистики «Стратегия XXI» в рамках проекта «Антарес» при поддержке фонда «Возрождение» в материале «Войны – XXI: полигибресия России» (2017) определила три уровня гибридной войны. В последнем по степени опасности, красном уровне признаков войны, двумя самыми опасными пунктами обозначено появление неидентифицированных милитаризованных групп и замена телеканалов.

В один день – 10 марта 2014 года – телеэфир Крыма наполнился 32 федеральными телеканалами соседней России. Все украинские телеканалы были полностью выключены. По словам экспертов телекоммуникаций, чтобы совершить такой переход нужна была подготовка и четкий план действий, разработанный специалистами.

Из разных источников, которым мы доверяем, мы получили информацию, что уже в середине февраля 2014 года в Крым стали прибывать сотрудники российских федеральных государственных компаний «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) и «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Надо отметить, что и РТРС и ВГТРК – стратегические предприятия России. Они курируются спецслужбами, находятся в собственности государства, их топ-менеджмент формировался из бывших спецслужбистов. Эти компании стремятся зациклить свои потребности на внутренний рынок и обеспечивают жестко-регламентируемую информационную политику государства.

«Телевизионное «переключение» Крыма на Россию было одной из стратегических задач, поставленной Путиным перед ФСБ. Когда в феврале к нам на объекты стали приезжать первые лица РТРС, по их поведению было видно, что это не простые технические менеджеры, пусть и высшего звена. Они вели себя осмотрительно и держали связь с российскими военными. Нам намекнули, что это сотрудники ФСБ», – рассказывает бывший сотрудник украинского государственного предприятия «Радиотелевизионный передающий центр Крыма» (РТПЦ АРК).

Главой украинской РТПЦ АРК тогда был Сергей Доценко. После аннексии Доценко стал первым заместителем министра по «информации и массовым коммуникациям Республики Крым». Через два года его обвинили в коррупции и осудили.

Бывший зампред российского правительства Крыма, назначенный российскими властями, Дмитрий Полонский позже рассказывал, что уже 27 февраля 2014 года был в Крыму с двумя самолетами российских журналистов: «Так началась активная информационная кампания по освещению «крымской весны». Через три дня во вновь оборудованном «Открытом пресс-центре» на ул. Студенческой, 14 (холле украинской ГТРК «Крым») в Симферополе отвечал на вопросы немногочисленных журналистов заместитель главы правительства Крыма Рустам Темиргалиев. Он, в частности, утверждал, что отключение электроэнергии полуострову «точно не грозит».

Еще через пять дней, накануне «референдума», парламент Крыма объявил о переподчинении себе национальных ГТРК «Крым» и РТПЦ АРК с формулировкой в постановлении «в связи с произошедшим в Украине антиконституционным захватом государственной власти».

Из внутренней переписки сотрудников РТПЦ АРК, которая есть в распоряжении редакции (и которую мы не публикуем в целях защиты нашего источника), видно, что уже 20 февраля директор департамента стратегии развития и технической политики РТРС Андрей Черников в Симферополе вместе с коллегами отдавал распоряжения о перенастройке оборудования. За «достижение важных геополитических изменений и обеспечение интеграции территорий в российское правовое пространство» в ноябре 2014 года Черников был награжден в Москве почетной грамотой правительства России.

Также из переписки следует, что сотрудник ВГТРК Алексей Земский находился в Крыму как минимум с 20 февраля. Земский имел большой опыт в организации «прямых линий с Путиным» и других подобных мероприятий федерального телеэфира.

«Помимо модернизации крымского оборудования, Земский организовывал процесс проведения прямой трансляции из Крыма в день «референдума» (через тот же «Открытый пресс-центр»). Земский руководил переустройством первого этажа украинской ГТРК «Крым», – рассказал Крым.Реалии свидетель крымских событий.

Создание высокопрофессиональных групп для решения сложных специализированных задач, как, например, захват телекоммуникаций в Крыму – отработанная практика, которая применялась и во времена СССР

Валерий Юрченко


В последних числах февраля на территории ГТРК и РТПЦ Крыма уже находились неизвестные люди в военной форме, а 6 марта вооруженные «зеленые человечки» захватили РТПЦ. Земский не был награжден правительственными наградами или медалями за участие в захвате Крыма. Но получил должность гендиректора российского телеканала НТВ уже на следующий год. Аналитики рынка в России назвали такое назначение неожиданным и не смогли найти причин избрания на эту должность именно Земского. Но ряд сообеседников Крым.Реалии предположили, что назначение Земского главой «газпромовского» российского телеканала НТВ – и есть «правительственная благодарность за Крым».

Эксперт в области телекоммуникаций Валерий Юрченко уверяет, что создание высокопрофессиональных групп для решения сложных специализированных задач, как, например, захват телекоммуникаций в Крыму – отработанная практика, которая применялась и во времена СССР.

В 2014 году телевизионное вещание в Крыму было аналоговым и цифровым – в формате Т2. Из передающего центра в Киеве украинские телеканалы поднимались на европейский спутник Astra-1G (31,5° в. д.), а наземное оборудование принимало этот сигнал, после чего он раздавался через сеть эфирных передатчиков в цифровом формате Т2, и, в конце концов, оказывался на телеэкране крымчан.

В основном наземное оборудование на полуострове принадлежало двум украинским компаниям: государственной – РТПЦ АРК и частной – ООО «Зеонбуд».

Как раз в это время начал работу новый спутник ABS-2, до 25 марта 2014 года этот спутник был в работе в тестовом режиме, в связке со старым – ABS-1. Ресурс этих спутников был использован для захвата информационного пространства Украины Россией.

ABS-2 – самый большой спутник в восточной Европе. Он занимает уникальную орбитальную позицию – 75 градусов восточной долготы. Вещание только из этой точки посредством только одного космического аппарата покрывает горизонталь от российского Калининграда до Сахалина, включая широту крымского полуострова.

Глобальный европейский фонд прямых инвестиций Permira Holdings Ltd (Великобритания) с капитализацией в 30 млрд долларов США купил компанию-спутникового оператора Asia Broadcast Satellite (ABS) в 2010 году. Место регистрации и штаб-квартира АBS находится на британских Бермудах. Конечные бенефициары Permira – граждане ЕС. В российских же СМИ неоднократно писали, «что ABS-2 принадлежит гонконгской компании Asia Broadcast Satellite, в связи с чем «есть некоторая надежда в ее лояльности». Мажоритарными владельцами АBS до европейской Permira была американская Citigroup. Спутники ABS-2/1 никогда не были китайскими или гонконгскими. А юрисдикция спутниковой компании находилась также и в правовом поле США.

После того, как «зеленые человечки» начали операцию по захвату вещательного оборудования и замене в эфире всех украинских каналов – провайдеры «дрогнули», к 10 марта в Крыму в эфире не было уже ни одного украинского канала


Тем временем подготовка россиян к переходу Крыма в «русский мир» в феврале 2014 года велась по всем телекоммуникационным фронтам, рассказывает представитель этого бизнеса, занимающий руководящую должность в одной из украинских компаний в Крыму в то время, пожелавший публично не раскрывать своего имени и названия компании из соображений безопасности: «С появлением «зеленых человечков» на всех провайдеров (услуг интернет и ТВ) стало оказываться давление с требованием отключить украинские каналы. Мне, как директору предприятия, звонили днем и ночью, представляясь «сотрудниками» «штаба самообороны Крыма», «Временного комитета по телевидению» и прочих неофициальных организаций. Эти беседы состояли из угроз и шантажа, нередко – вплоть до физической расправы. Мы ждали, думали, что все наладится. До начала марта провайдеры держались, но после того, как «человечки» начали операцию по захвату вещательного оборудования и замене в эфире всех украинских каналов – провайдеры «дрогнули», к 10 марта в Крыму в эфире не было уже ни одного украинского канала».

Включение российских мультиплексов в Крыму

Цифровое, эфирное телевидение в Украине предлагало крымчанам 32 канала. Чтобы не лишать жителей оккупированного полуострова разнообразия, РТРС сформировала дополнительных два мультиплекса телеканалов (по восемь в каждом) специально для Крыма к уже имеющимся двум пакетам обязательных федеральных телеканалов, доступным в России.

10 марта 2014 года на спутниках ABS-2/1 появились три сигнала с идентификацией украинского оператора цифрового эфирного ТВ-Т2 ООО «Зеонбуд». Стоит ометить, что украинская компания никогда не сотрудничала с этими спутниками. До 10 марта каналы украинского «Зеонбуда» передавали с шведского спутника Astra-1G. Однако, благодаря появлению сигнала с ABS-2/1 с параметрами, идентичными оригинальному сигналу «Зеонбуд», а также тому, что оборудование «Зеонбуда», находящееся в Крыму, было переключено на трансляцию сигнала от ABS-2/1, а антенны были развернуты на спутниковую позицию 75 гр.в.д. – в цифровом и аналоговом эфире полуострова зрители вместо привычного набора украинских каналов увидели российские. Среди них были и каналы, транслирующие иностранную телепродукцию с нарушением авторских прав, например, «ТНТ», «Первый канал», «СТС», «Пятница» и другие. К ним мы еще вернемся.

В техническом смысле россияне замаскировали свои каналы под украинские. Поэтому наземное оборудование в Крыму принимало сигнал как от «Зеонбуда», а внутри этого сигнала был уже российский контент

Онно Зонневельд


Вице-президент шведской компании SES Astra AB Онно Зонневельд объясняет, как осуществили замену телеканалов: «Идентификацию пакетов телеканалов (мультиплексов) «Зеонбуд» российские специалисты могли без труда скопировать. Это не сложно. Далее они взяли уже свой сигнал (российские телеканалы) и сформировали его под идентификацию «Зеонбуда». В техническом смысле россияне замаскировали свои каналы под украинские. Поэтому наземное оборудование в Крыму принимало сигнал как от «Зеонбуда», а внутри этого сигнала был уже российский контент».

Медиаэксперт и член общественного совета при Национальном совете телерадиовещания Украины (Нацрада) Александр Глущенко подтверждает этот факт: «Тогда я мониторил ситуацию из Киева. На скриншоте меню моего спутникового приемника видно, что оккупанты действительно создали связь украинского оборудования со спутником ABS, эта связь отображалась названием спутникового оператора Zeonbud, который не имел отношения ни к этому спутнику, ни к этим телеканалам. Такой маневр позволил перенастроить в Крыму украинское оборудование (принимать сигнал с ABS-1 и ретранслировать в эфир подмененные телеканалы). Это прямая кража оборудования, вмешательство в работу телекоммуникационной сети, оборудования, нарушение прав на трансляцию и лицензирование и в России, и в Украине. Эта афера была вопиющие незаконной во всех странах и с любой стороны».

Скриншот со спутникового приемника

Скриншот со спутникового приемника

11 марта в украинском «Зеонбуде» официально заявили, что в работу их оборудования совершено несанкционированное вмешательство, в связи с чем вещание украинских каналов в Крыму было прекращено, а представителям «Зеонбуда» сообщено о запрете доступа на их объекты. В заявлении также говорилось: «...Распространение в эфир программ телеканалов, которые не имеют лицензий вещания в многоканальной телесети ООО «Зеонбуд», осуществляется неизвестным для нас провайдером/оператором, который незаконно использует название нашей компании, указывая ее в качестве «провайдера», который распространяет такие программы».

STV – молодой «стартап» аннексии

10 марта 2014 года был третьим выходным днем подряд (за счет перенесенного с субботы на понедельник праздника 8 марта) и в России, и в Украине. В этот день из крупнейшего спутникового передающего центра Дубна в России (ЦКС Дубна, РТРС) неизвестная компания подняла на ABS-2 сигнал российских телеканалов, замаскированных для приема украденным оборудованием украинского «Зеонбуда».

Сигнал исходил и принимался в нестандартном для телевещания диапазоне – 10900-11700 МГц – ровно две недели. В вещательный диапазон России – 11700 до 12500 МГц – сигнал вернулся только 24 марта.

Известно, что указанный невещательный (связной) диапазон использовался в 2014-ом и используется сейчас ОАО «Спутниковое Телевидение» (STV). Также известно, что по состоянию на 10 марта три емкости (транспондера) ABS-2 использовались STV. Эта компания привлекла наше внимание особенно.

ОАО «Спутниковое Телевидение» зарегистрировано в ноябре 2013 года. Соответствующие документы с лицензиями были опубликованы на веб-сайте компании в 2013 году.

Первые упоминания в СМИ об STV датированы февралем 2014 года, но уже в начале марта 2014-го российский государственный медиахолдинг ВГТРК купил блокирующий пакет акций STV. Другими словами, компания «Спутниковое Телевидение» фактически сразу после основания де-факто стала подконтрольной государству, с якорным партнером ВГТРК.

Российский каталог оганизаций List.org иллюстрирует связи STV с учредителями и директорами де-юре или де-факто государственных компаний. Кроме того, Сергей Кошляков, являющийся генеральным директором российского федерального телеканала «Планета», также является и учредителем компании «Медиа Инвест», которая является учредителем компании STV.

Сергей Кошляков имел впечатляющий карьерный рост. По его словам, в 24 года он стал директором отдела по международной политике ВГТРК. Такой профессиональный успех, возможно, объясняется положением отца Сергея – Льва Кошлякова. Последний занимал должности заместителя председателя ВГТРК, председателя российского информационного агентства «Вести», руководил спецотделом в российском информагентстве «Интерфакс». При этом Лев Кошляков – спецслужбист со стажем: 25 лет он служил в КГБ СССР.

Генеральный директор STV Юлия Шахмановабывший топ-менеджер российского спутникового оператора «Триколор». В медиасфере и Украины, и России о Юлии отзываются как о хорошем специалисте, построившем свою карьеру собственными усилиями. В начале марта 2014 года Шахманова выступала на четвертом Международном Форуме «Connected TV & Digital Media с докладом про «структурирование телекоммуникационного рынка России», а через полгода STV получила первую престижную награду в области медиакоммуникаций. На фото внизу Шахманова и Кошляков выступают на российском форуме по телекоммуникациям в 2014 году.

Онно Зонневельд считает, что STV была причастна к событиям в эфире Крыма до «референдума»: «Практически одновременно, с интервалом в 10 минут, появился коммерческий пакет, подписанный как STV_ABS2, и 4 пакета – копии мультиплексов, замаскированных под «Зеонбуд».

В марте 2014 года «вежливые люди» в области телекоммуникаций просто не успели обеспечить процесс собственными мощностями. Поэтому им пришлось использовать иностранный спутник, маскировать сигнал под украинское оборудование


Частоты 11700-12500 МГц, на которые перешла трансляция с 24 марта, принадлежат России, и распоряжается ими российская госкомпания «Интерспутник». Зонневельд допускает, что существует контракт по которому ABS после 24 марта 2014 года эти частоты полностью передала «Интерспутнику», а та, в свою очередь, остальным спутниковым операторам, среди них и STV.

Вопросы Крым.Реалии, направленные Юлии Шахмановой, остались без ответа.

Другая российская компания-партнер ABS-2 «ГеоТелекоммуникации», арендующая девять емкостей на спутнике, начала работу на космическом аппарате только 12 марта.

«Я полагаю, у них не хватило бы человеческих и технических ресурсов вещать на Крым в промежутке между 10 и 24 марта. Все указывает на то, что STV, как говорится, «пришлась ко времени», и компанию использовали для работы с проблемным Крымом», – считает Зонневельд.

По его словам, стоимость оборудования для трансляции четырех пакетов каналов (как в Крыму в марте 2014 года) стартует от 0,5 млн долларов США, а сроки отгрузки оборудования с заводов – не менее трех месяцев.

«На наших глазах появилась компания STV, которая из частной в считанные месяцы стала полугосударственной. Подобный гибридный актив либо создали под продажу государству и работу с бюджетными деньгами через государственные компании – ВГТРК, «Первый», «Ростелеком», ФГУП «Космическая связь», либо он изначально создавался государством для создания видимости частной компании, которая по собственной инициативе работает с аннексированным полуостровом и была заточена под него, но при этом не гнушается на одной платформе поднимать телеканалы из Крыма на спутник и тут же распространять по России американские телеканалы Fox Group International (Fox/National Geographic)», – считает Глущенко.

«Со временем вещание Крыма перешло на российские спутники и российское оборудование. Но в марте 2014 года «вежливые люди» в области телекоммуникаций просто не успели обеспечить процесс собственными мощностями. Поэтому им пришлось использовать иностранный спутник, маскировать сигнал под украинское оборудование и вещать в связном диапазоне», – заключили эксперты.

Заместитель директора государственного оператора спутниковой связи «Укркосмос» Юрий Балычев считает, что спутниковый оператор ABS абсолютно не при чем: «Сигнал на спутник был поднят от авторизованного провайдера. Кто принимает его на земле, в Крыму или где-либо еще – не в компетенции оператора спутника. Каналы были открытыми, то есть бесплатными, и подключиться на прием мог кто угодно, это не запрещено и проконтролировать невозможно».

Компания ABS на официальный запрос Крым.Реалии не ответила.

«Переходный период»

К 1 июля 2014 года оборудование, принадлежащее украинскому концерну РРТ и «Зеонбуду», было полностью переведено под мощности РТРС. На замену передатчиков и перенастройку приемников ушло чуть более трех месяцев, и к 1 июля в Крыму включили 2 мультиплекса по 10 каналов в каждом – РТРС-1 и РТРС-2. Эти сборники телеканалов представляют собой список российских или подконтрольных российским СМИ, один из которых утверждался прямым указом президента России Владимира Путина, а второй – российской Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию.

Все российские каналы вещали открыто, то есть бесплатно.

Провайдеров принуждали предоставлять российские телеканалы, вещающие без лицензий и на украденном оборудовании, в соответствии с украинскими законами


«Самое интересное началось после «референдума». Нам стали звонить из «Верховного совета АР Крым» и из «городской администрации Севастополя» с требованием соблюдать украинское законодательство. Мы были ошарашены подобным явлением. Дело в том, что, согласно закону Украины, о телевидении и радиовещании мы были обязаны предоставлять в кабельном ТВ доступ к каналам «универсальной программной услуги», то есть стандартному набору каналов, вещающих в аналоговом эфирном ТВ. Но фактически эта «универсальная услуга» к этому времени была наполнена российскими каналами. И провайдеров принуждали предоставлять российские телеканалы, вещающие без лицензий и на украденном оборудовании, в соответствии с украинскими законами!» – вспоминает бывший руководитель одной из крымских телекомкомпаний

Параллельно работу вели ФСБ России, Роскомнадзор и «Министерство информации республики Крым». Обозначенные структуры постоянно проверяли провайдеров на предмет присутствия-отсутствия телеканалов, не имеющих регистрации в России, то есть украинских. Также они постоянно мониторили факт наличия обязательных российских федеральных каналов. В мае 2014 года Роскомнадзор устроил двухдневный семинар для операторов связи. Представитель ведомства Максим Виноградов главной целью семинара обозначил помощь СМИ и операторам связи в «процессе вхождения в правовое поле Российской Федерации». Главной новостью для медийщиков тогда стала необходимость регистрации всех телеканалов как СМИ. Более того, законодательство России гораздо более жесткое в вопросах регулирования связи и информации. К примеру, в Украине телеканалу необходим, условно, один документ от Нацрады, определяющий частоты вещания. В России же система регистрации СМИ – шестиступенчатая. Лицензию на вещание в России имел только «Интер+» (остальные украинские телеканалы до 2014 года Россия на свой рынок не допускала). В итоге всех семинаров, ликбезов и переговоров ни один украинский канал или радиостанция так и не перерегистрировались.

Немало местных телеканалов продолжают вещать в Крыму без лицензий на вещание. К примеру, телеканал «ИТВ» – ООО «Телерадиокомпания ИТВ» – хотя и имеет лицензию СМИ от Роскомнадзора, не имеет документ на телерадиовещание с использованием конкретных частот (через конкурс), связную лицензию, разрешения на использование радиочастот и эксплуатационного проекта. «То есть только два документа из шести в наличии у этого телеканала. Многих местных «подвесили в воздухе», не проводя конкурс на распределение частот. И их существование прекратится ровно в тот момент, когда кому-то понадобятся их частоты», – комментирует ситуацию источник из Крыма, работавший с телеканалами на полуострове до аннексии.

В конце концов все провайдеры Крыма стали ретранслировать все, что было в эфире. По словам местных жителей, очевидцев событий, западные телеканалы остались в сетях на основе украинских договоров с провайдерами.

«В июле 2014 года, когда гривна перестала быть расчетной единицей, оплачивать роялти западным правообладателям стало проблематично и начался тотальный процесс перехода провайдеров в правовую плоскость России. Для этого крымскими «властями» был установлен переходный этап «до конца 2014 года», – сообщил один из собеседников Крым.Реалии, пожелавший остаться неназванным из соображений безопасности.

С апреля 2014 года начался процесс продажи украинского бизнеса российским юридическим лицам. Бывшие руководители крымских провайдеров на условиях анонимности рассказали о переходах компаний. «Дата групп», например, продала свои сети в Крыму компании «Миранда-медиа» (дочка «Ростелеком»). «Воля-кабель» провела встречу в Ялте с представителем «Ростелекома», но последняя отказалась от покупки «Воли», опасаясь санкций. Несмотря на это, до конца года активы «Воли» были проданы российскому юридическому лицу «Телесистемы», сохранившему почти идентичный логотип украинской компании. Сети Triolan достались компании «Трител».

В декабре 2014 года были введены жесткие санкции США, запрещающие импорт и реимпорт в Крым товаров и инвестиций.

«Иностранные телеканалы стали расторгать или не продлевать договора на поставку телепродукции в Крым с нами, тогда еще украинскими компаниями. Уже перерегистрировавшись по законодательству России, мы стали заключать договора с российскими представителям иностранных телеканалов. Или же иногда мы просто продолжали транслировать западные телеканалы после окончания украинского договора, то есть шли на нарушения норм авторского права. Правообладатель, в свою очередь, «закрывал на это глаза», не отключая карточки доступа для приема своих каналов со спутника провайдерами», – вспоминает бывший руководитель одного из крымских провайдеров.

С каждым годом Кремль все больше «интегрирует» Крым в «российские реалии». И один из важных для этого инструментов – телевидение. Мы рассказали, как осуществлялся в 2014 году приход на полуостров российских телеканалов. Но сейчас далеко не все медиакомпании России готовы признать и показать, что работают на аннексированной территории. 

 

С каждым годом Кремль все больше «интегрирует» Крым в «российские реалии». И один из его инструментов – телевидение. В первой части расследования мы рассказали как в 2014 году осуществлялась замена украинских каналов на российские в Крыму. Но далеко не все телеканалы и медиакомпании России сейчас готовы признать и показать, что работают на аннексированной территории. Даже федеральный «Первый канал» лишает крымчан иностранного контента, без предупреждения и объяснения заменяя его на произведенный в советские времена. В Крыму работают все крупные российские медиакампании, но многие это скрывают из-за риска попасть под санкции. Что смотрят крымчане, что ожидает крымский телеэфир в будущем и откуда американская телепродукция на полуострове, который находится под санкциями? Об этом – во второй части расследования корреспондента Крым.Реалии.

Потери, приобретения и национальная безопасность

Международное консалтинговое агентство iKS-Сonsulting оценило рынок телекоммуникаций Крыма в 2013 году в 400 млн долларов США. Многие телецентры с передатчиками и антеннами, захваченные «зелеными человечками», принадлежали украинскому частному бизнесу, а не государству.

Согласно отчету Национального совета телерадиовещания Украины, общие потери частных вещателей и государственных компаний составили не менее 25 млн американских долларов на момент аннексии. «Здесь мы говорим, в основном, об оборудовании. Ущерб недополученной прибыли – другие, значительно большие цифры, – говорит член Нацсовета Сергей Костинский. Кроме того, не все вещатели предоставили информацию о финансовых потерях, так как находятся в процессе арбитражных разбирательств против России. Например, «1+1 Студия», «Жиса» или «ТЕТ». Группа «1+1 media» отказалась прокомментировать Крым.Реалии эту ситуацию.

Сергей Костинский

Сергей Костинский

Национальный совет телерадиовещания Украины обратился в Министерство юстиции, Министерство иностранных дел и Министерство по вопросам временно оккупированных территорий Украины (МинТОТ, сейчас находится в процессе реорганизации в Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины) с подробным отчетом о многочисленных преступленях России относительно украинского информационного пространства в Крыму.

Документ прошел «все круги ада» и теперь главной задачей остается сохранить преемственность власти: добиться его окончательного принятия новым Кабмином

Сергей Мокренюк

В свою очередь, МинТОТ подготовил санкционные списки, которые ждут рассмотрения Совета национальной безопасности и обороны Украины.

«Министерство оккупированных территорий на основании материалов Нацрады подготовило большой пакет санкций в области телекоммуникаций относительно российских компаний», – рассказывает начальник управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Сергей Мокренюк, – «Документ прошел «все круги ада» и теперь главной задачей остается сохранить преемственность власти, то есть, добиться окончательного принятия документа новым Кабмином».

Сергей Мокренюк

Сергей Мокренюк

Киевский юрист, эксперт в области медиа и телекоммуникаций Андрей Соломаха говорит, что рассчитать общий ущерб Украины в телеком-сфере не просто.

«Государственный Концерн РРТ владел электросетями, землей. Остальные участники рынка потеряли в пределах пяти миллионов долларов совокупно. Например, «Зеонбуд» владел 72 передатчиков Rohde & Schwarz, стоимость каждого около 50 тыс евро», – рассказал Соломаха. «1+1 Студия»,«Жиса» и «ТЕТ», скорее всего, фигурировали в арбитражном иске Игоря Коломойского к России как часть общей претензии на имущество в Крыму. О других компаниях, предъявляющих имущественные претензии я не слышал. И не зря – вести международное разбирательство значительно затратнее возможных компенсаций», – заключил юрист.

 

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Владельцы крымского телевидения

В 2018 году во Львове под эгидой ОБСЕ прошел международный научно-практический семинар по защите критической инфраструктуры. Участники семинара заключили, что в Украине отсутствует законодательный и институционный инструментарий защиты в этой области.

Бывший глава украинского Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ) и эксперт в области телекоммуникаций Валерий Юрченко объясняет, что Россия в отличие от Украины имеет четкую последовательную структуру управления и финансирования в этой области.

У нас нет ведомства, которое вообще способно регулировать эту важную сферу, тем более в условиях информационной войны

Валерий Юрченко

«В Украине все ведомства разрознены, недофинансированы и страшно коррумпированы. Многие топ-менеджеры в этой области – агенты Кремля, выполняющие указания из Москвы и долгие годы разрушающие инфраструктуры и информационную политику Украины. У нас нет ведомства, которое вообще способно регулировать эту важную сферу, тем более в условиях информационной войны», – считает эксперт.

С этим также согласен и вице-президент шведской спутниковой компании «SES Astra AB» Онно Зонневельд: «В Украине нет ведомства, которое бы занималось безопасностью критической инфраструктуры».

 

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Відправити

9 Середня оцінка
Таблиця оцінок