Відкриття року: оцінюються матеріали журналістів із досвідом роботи до 2-х років.

Как в Украине взаимодействует “зеленая” энергетика и морская логистика

Руслан Сорока, Ukrainian Shipping Magazine

Последние пять лет в Украине активно развивается отрасль возобновляемой энергетики, в частности, ветряной. Логистика доставки таких масштабных механизмов, как ветрогенераторы, вызывает отдельный интерес. Производители ветроэлектростанций всегда стараются иметь доступ к транспортировке механизмов судами. Рассказываем, почему проекты ветровых электростанций не могут обойтись без морского транспорта.

В Украине всё чаще говорят о строительстве ветровых электростанций. Так, у нашей страны весьма амбициозные планы по развитию возобновляемой энергетики. В 2018 году сообщалось, что один только энергохолдинг ДТЭК за год планирует довести мощности своей «зеленой» генерации в 1000 МВт. Фактически это равно мощности одного блока любой украинской АЭС. Общий объем инвестиций составит более $1 млрд.

Мало кто знает, что основные механизмы конструкций ветрогенераторов для таких станций попадают в нашу страну благодаря судоходству. Детали часто заказываются украинскими компаниями за рубежом и, из-за их габаритов, доставляются судами, в порты.

Чтобы понимать, насколько важны суда для доставки “механизмов альтернативной энергетики”, нам стоит обратиться к новостям. Так, например, летом 2018 года в Украину необходимо было поставить ветротурбины производства General Electric, высотой башни 110 м (на 8 м выше монумента Родины-матери в Киеве) и длинной лопастей 65 м. Но они были слишком огромны для перевозки по суше. Поэтому детали поставлялись в Украину по морю — в порт Бердянск. Тогда же ситуацией воспользовались российские пограничники: у оккупированного Крыма начали останавливать суда, идущие в порты Украины. Судно с комплектующими ветротурбин простояло на рейде почти месяц. В итоге, были потрачены не только финансовые средства, но также и время, что сказалось на замедлении процесса постройки некоторых ветровых электростанций в Украине.

Отметим, что ветровые электростанции не только развивают инфраструктуру, но и являются инструментами привлечения инвестиций в страну: первая станция, Ботиевская ВЭС на 200 МВт, была сооружена еще в 2012 году, она стоила инвестору 340 млн евро. Деньги на нее дали европейские банки и экспортно-кредитные агентства Дании и Германии. Смета строительства Приморской ВЭС (на 200 МВт) несколько меньше – около 300 млн евро, из которых 180 млн евро выделил консорциум из четырех немецких банков при поддержке правительства Германии, остальное – собственные средства ДТЭК.

Недавно стало известно, что в Одесской области недалеко от Черноморска построят три ветряные электростанции. В начале марта глава Одесской ОГА Максим Куцый подписал меморандум о сотрудничестве с представителями немецкой компании Notus Energy. Компания пообещала построить три электростанции в Овидиопольском районе на протяжении двух лет.

На территории Одесской области уже есть три подобные электростанции. Одна из них расположена между Овидиополем и курортной Грибовкой. Созданием этой ВЭС занималась турецкая компания Guris Holding Co. Inc. Для Guris Holding Co. Inc. турбины электростанций возила компания General Electrics.

В целом, в Украине фиксируют значительное развитие возобновляемой энергетики. За последние пять лет в эту сферу вложили 4,8 млрд евро, а суммарная мощность «зеленых» электростанций, по данным Госэнергоэффективности, выросла в семь раз — с 967 МВт до 6,78 ГВт.

Но вернемся к морской логистике. Как именно “зеленая” энергетика попадает в Украину, рассказывает заместитель гендиректора энергетической компании Windkraft Юрий Стельмашенко:

Что касается наших проектов: на юг Украины детали ветряков доставляются судами. Не все порты Украины способны принять такой вид груза, поэтому для нас выбор порта происходит по нескольким критериям: нужна определенная крановая инфраструктура и достаточная осадка в порту. В данном случае работаем с портом Ольвия. После приема груза в порту, мы автотранспортом доставляем части ветрогенераторов на место сборки и установки. Порт Ольвия для этого подходит лучше всех.

В прошлом году мы провели эксперимент и попробовали перевезти легкие грузы через другой порт. В частности, лопасти, которые можно перевезти на судах с мелкой осадкой, до 3 тыс. тонн, мы смогли перевезти через порт Скадовск. В остальном, мы не взаимодействуем с другими портами, ведь учитывать нужно не только технические возможности портов, но и удобство последующей логистики.

Даже предприятия, которые производят самые массивные детали ветрогенераторов (например, башен), чаще всего находятся “у воды”. Производитель больших механизмов всегда старается обращать внимание на транспортировку и иметь выход к морскому виду транспорта.”

По аналитическим данным Stark Research, за период от 1 января 2019 года по 18 июня 2020 года больше всего ветряков перегрузил Николаевский порт. Второе место по перевалке занял Бердянский МТП, третье место – Одесский. Четвертое, пятое и шестое место заняли Мариупольский, Черноморский и Скадовский порт соответственно. Суммарно, за этот период суда осуществили 81 заход в порты и было принято 106 тыс. тонн груза.

Перевозкой ветряков за вышеупомянутый период времени занимались “Сивашэнергопром”, Мирненская ВЭС, Орловская ВЭС, «Фурлендер Виндтехнолоджи» и другие.

Відправити

Недостатньо оцінок
Таблиця оцінок