Промисловість

Наследники "Сатаны": Как сегодня выживает КБ "Южное", колыбель ядерного щита СССР

Олена Голубєва, фрілансер

О славном прошлом легендарного предприятия КБ "Южное", главной визитной карточки Украины на космической арене, можно написать гораздо больше, чем о его настоящем. Причин этому несколько. Главная – с распадом Советского Союза заказы на стратегические ракеты, которые были главной специализацией КБЮ, прекратились. Еще одна – режим строжайшей секретности, из-за которого предприятие не может разглашать детали большинства своих проектов, особенно в оборонной сфере. Чтобы выяснить, чем сейчас живет предприятие и правдивы ли слухи о его плачевном финансовом положении, 112ua.tv отправился в Днепр, откуда и привез этот спецрепортаж

Ядерный щит СССР – главное детище КБЮ

До командировки я, как и большинство украинцев, считала, что КБ "Южное" - это единственное сохранившееся с советских времен в Украине предприятие космической отрасли. Сейчас я понимаю, что это утверждение правдиво только наполовину. КБЮ – это особенное предприятие военно-промышленной отрасли, обладающее уникальными разработками и знаниями в сфере производства оружия массового поражения. И только в силу обстоятельств (в результате неожиданного поворота истории) ему пришлось перестроиться на мирные рельсы и искать свое применение в сфере гражданского космоса. 

"КБ "Южное" изначально было предприятием, ориентированным на оборонный комплекс, и другой продукции во времена СССР они и не выпускали. Даже спутники, которые выпускались КБЮ, использовались для военных целей, прежде всего для военной разведки. Например, ракета-носитель "Зенит" разрабатывалась в том числе и под вывод военных спутников "Целина", - подтверждает независимый эксперт в сфере космоса Андрей Колесников.

Как напоминание об этом -  заводской образец первой разработки "Южного", баллистическая ракета Р-12, расположенная около входа в административный корпус. 

"Ракеты этой модификации были доставлены на Кубу, что стало причиной "Карибского кризиса, - подсказывает руководитель отделения коммуникативного и информационного обеспечения КБ "Южное" Сергей Полуян, который сопровождает каждый наш шаг на территории предприятия. - Есть легенда, что глядя на эту ракету, легендарный Сергей Павлович Королев заявил: "Этот карандаш никогда летать не будет". Но карандаш не только полетел, но и 30 лет стоял на боевом дежурстве".

Заявление известного авиаконструктора было связано с конфликтной ситуацией, которая положила начало КБЮ. В 1951 году в разгар острого противостояния СССР и США по решению правительства строящийся в Днепропетровске автомобильный завод ДАЗ был передан в управление Министертсва вооружения. Изначально завод должен был производить автомобили, автокраны и амфибии. Но выпуск этой продукции прекращается и начинается серийное производство первых боевых ракет главного конструктора Сергея Павловича Королева. Согласно постановлению Совета министров СССР, к 1954 году завод должен был нарастить выпуск ракет типа Р-1 до 2 500 штук ежегодно. Отсюда также берет начало "Южмаш".

На заводе создается мощная режимная служба. Охраняла предприятие специально созданная для этой цели воинская часть. Кадровики и режимщики тщательно проверяли каждого работника завода, "не оставляя среди работающих тех, кто вызывал хотя бы малейшее сомнение", говорится в изданном к 60-летию КБ "Южное" альбоме "Конструкторское бюро "Южное": Люди и ракеты". На предприятии был введен строгий режим секретности при работе с документами и строгий пропускной режим. 

На площади перед административным корпусом установлен транспортно-пусковой контейнер последней и самой страшной ракеты, созданной человечеством, - по классификации НАТО, SS-18 Satan – "Сатана". Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. Системы ПРО для "Сатаны" не существует до сих пор. Она могла стартовать даже в условиях ядерного удара. Название ракете дали в США, когда узнали о ее характеристиках. Максимальная дальность полета ракеты 16 тыс. км. Может распылить до 40 боеголовок, часть которых может быть ложными, а часть – нести ядерный заряд. Совокупная мощность ядерного заряда "Сатаны" – до 8 мегатонн. Восемь таких ракет могли уничтожить до 90% экономики США.

"Эти ракеты могли обеспечить "Удар возмездия", что делало ядерную атаку на территорию Советского Союза нецелесообразной. Говоря простым языком, даже если вся наземная инфраструктура после нанесения удара была бы сожжена до ядерного пепла, а в подземных командных бункерах все до единого погибли бы, ракеты вылетели бы и нанесли ответный удар по территории врага. "Сатану" могло остановить только прямое попадание в люк шахты... Разделяющиеся орбитальные головные части, позволяющие, совершив облет вокруг Земли, зайти на цель с тыла, - тоже революционная разработка КБЮ. Появление этой технологии стало причиной подписания договора об ограничении использования ракетных вооружений", - рассказывает нам Полуян.

Стоит сказать, что на предприятии до сих пор работает конструктор "Сатаны" Станислав Ус. Ему 84 года. Несмотря на почтенный возраст, инженер сам водит автомобиль, обучает молодежь. О нем отзываются, как о человеке с невероятно живым умом. "Какая у девушки красивая улыбка", - бросил он игриво о молодой помощнице Сергея Полуяна, проходя мимо нас в вестибюле.

Именно в КБЮ была создана технология подвижного старта: запуска оснащенной ядерным зарядом ракеты с платформы, размещенной в обычном железнодорожном составе, спрятанном в потоке грузовых и пассажирских поездов. Причем инженерами было выполнено практически нереальное условие – сохранить вагон и железнодорожный путь после старта. "Составы собирались в Павлограде. Знающие люди могли отличить такие спецпоезда по рефрижераторным вагонам в составе. В советское время их часто можно было встретить", - говорит Сергей Полуян.

"Сатана" до сих пор несет боевое дежурство и является важной составляющей ядерного щита России. До 2014 года КБЮ имело контракт с Минобороны РФ и выполняло работы по продлению гарантийных сроков службы ракет, но после издания Петром Порошенко особого указа эти процессы остановились. Выполнение этих работ служило источником финансовых поступлений для КБЮ. РФ же вышла из положения без труда. Комплект документации на "Сатану", аналогичный тому, что хранится в КБЮ, был и в Московском государственном архиве.

Даже созданная КБЮ ракета-носитель "Зенит", которая у большинства ассоциируется исключительно с запусками мирных спутников, создавалась в том числе и с прицелом на участие в проектах милитаризации космоса.

Режим строжайшей секретности

Строгий пропускной режим на предприятии действует до сих пор. Охраняет периметр Нацгвардия. Служба протокола потребовала сообщить не только название, компанию-изготовитель, но и серийный номер каждого вида технического изделия (мобильный телефон, диктофон, фотоаппарат, объектив, штатив), которые мы собирались занести на территорию предприятия. Все это строго проверялось при въезде и выезде с территории.

"КБ "Южное" и его технологии до сих пор находятся под неусыпным оком СБУ. Несмотря на то что прошло уже много лет, до сих пор подписываются и соблюдаются допуски, соглашения о неразглашении тайн, - говорит 112ua.tv Ярослав Дмитренко, журналист, который специализируется на теме космоса и космических технологий. - Для понимания, как я узнал о том, что проект оперативно-тактического комплекса "Гром-2" (по некоторым оценкам превосходит в показателях российский комплекс "Искандер"), который КБЮ разработало и изготовило на "Южмаше", уже передан заказчикам с комплектом технической документации? Я посмотрел рекламный фильм Павлоградского химического завода (изготовитель ракетного топлива для ракет), из которого узнал, что работы были закончены. А в КБЮ я сто запросов по этой теме прислал бы, мне никто бы и слова не ответил".

"Мы в своих коммерческих соглашениях очень стеснены договоренностями о неразглашении. Сфера специфическая и она требует соответствующих мер. У нас практически всеми заказчиками подписываются соглашения о неразглашении", - признает в интервью 112ua.tv главный конструктор и начальник конструкторского бюро по системному проектированию ракет и ракетных комплексов Максим Дегтярев (сын покойного гендиректора КБ "Южное").

Режим секретности объясняется не только необходимостью хранить в секрете разрабатываемые технологии, но и необходимостью беречь тайны прошлого – технологии, распространение которых запрещено.

В КБЮ не только сохраняются уникальные документы, от которых текут слюнки у представителей спецслужб многих стран и даже вооруженных формирований, но и есть люди, которые до сих пор помнят до мельчайших нюансов, как эти технологии применять. 

Море роз и траурных венков

В прошлом году "Южное" понесло огромную утрату. 24 ноября от осложнений Covid-19 скончался генеральный директор КБ "Южное" Александр Дегтярев. Он возглавлял предприятие с 2010 года. Работал на предприятии всю жизнь - с 1975 года, после окончания Ленинградского военно-механического института. В здании ДК машиностроителей, где была организована гражданская панихида, с Дегтяревым простился президент Владимир Зеленский, а также множество других действующих и бывших топ-политиков и чиновников. 

Было море роз и траурных венков.

"К зданию выстроилась огромная очередь, просто змея. Люди шли и шли, чтобы отдать последнюю дань, проститься. Многим было, за что сказать спасибо Александру Викторовичу. Он был простой с нами, простыми людьми", - вспоминает в беседе со 112ua.tv сотрудница отеля "Звездный", специализирующегося на приеме гостей, прибывающих по делам в КБЮ.

"Под руководством Дегтярева КБЮ смогло серьезно закрепиться на международной арене. Именно он вовремя понял, что без внешних рынков предприятие не выживет, и начал активно развивать это направление еще до того, как стал генеральным конструктором. Этот человек, я могу смело сказать, болел предприятием. Возглавив КБ, Александр Дегтярев много внимания уделял социальной сфере, которая в сложнейшие годы сохранилась благодаря ему… Большое число предприятий, которые специализируются на вопросах материаловедения, изготавливают агрегатные и приборные блоки, имели огромную финансовую поддержку в виде подрядов для КБЮ. Считаю, что как руководитель он был очень хорош и находился на своем месте. Был авторитарен. По-другому и не могло быть на таком предприятии родом из оборонки СССР", - вспоминает Андрей Колесник.

В свое время было очень много негативных публикаций о Дегтяреве. Обвиняли в воровстве. Немало из этих статей было размещено в период конфликта с главой Космического агентства Любомиром Сабадошем, который пытался сместить Александра Викторовича с занимаемой должности. Дегтяреву пришлось добиваться восстановления справедливости через суд, напоминает журналист Ярослав Дмитренко. 

"Дегтярева любили на предприятии. Пенсионеры, ветераны предприятия, которые уже не работали, получали постоянные выплаты по праздникам. Если у КБ появлялись деньги, они тут же делали доплаты от 500 до 1 тыс. грн. Это серьезная помощь с учетом низких пенсий. Дегтярев был исключительно порядочным человеком", - рассказывает 112ua.tv профильный журналист, записавший с покойным гендиректором КБЮ не одно интервью.

С 11 января этого года предприятие в должности врио гендиректора возглавляет Александр Павлович Кушнарев. Он работает в КБ "Южное" с 1989 года. Прошел путь от инженера до первого заместителя генерального конструктора – генерального директора по системному проектированию (2012-2020).

"Кушнарев – это оптимальный вариант главы КБЮ. Он человек свой, с предприятия. У него хорошая репутация. Есть уверенность в его порядочности. Это человек, который будет работать на благо предприятия. Если бы назначили кого-то со стороны, где гарантия, что тут же не начали бы внедряться хорошо нам известные по другим госпредприятиям распилы денежных потоков? Появились бы свои фирмы и люди на подрядах, пошло бы уникальное оборудование в аренду", - рассуждает Дмитренко.

Преимуществом Кушнарева является то, что он молод и энергичен, тогда как большинство старожилов КБЮ уже давно перешагнули черту пенсионного возраста, подчеркивает журналист.

В КБЮ трудится и сын Александра Викторовича Дегтярева – Максим Дегтярев. Он возглавляет одно из ключевых подразделений предприятия – конструкторское бюро по системному проектированию ракет и ракетных комплексов. Сложилось впечатление, что Максим Александрович является неформальным лидером.

"Неудивительно. У него однозначно остались наработанные связи отца и репутация. Если он приедет, к примеру, договариваться с крупной американской фирмой Northrop Grumman, с ним будут разговаривать. Участие сына в переговорах – это в определенной степени гарантия, что та политика, которая проводилась предприятием в прошлые годы, будет развиваться и далее", - уверен Ярослав Дмитренко.

До конца 2015 года действовал устав, согласно которому КБЮ руководил генеральный конструктор – генеральный директор. Одна должность. Так было со времен Михаила Кузьмича Янгеля, имя которого носит КБЮ. Генеральный нес ответственность за все. Именно его поставили бы к стенке в буквальном смысле слова, если бы что-то пошло не так. Любомир Сабадош, возглавлявший космическое агентство, разделил эту должность, уволив Александра Дегтярева. На предприятии говорят, что он предлагал Александру Викторовичу сохранить за собой должность генерального конструктора, но тот отказался и начал судиться. Из войны с Сабадошем Дегтярев-старший вышел юридически без должности генеральный конструктор. Должность Кушнарева сейчас – врио генерального директора.

Но совершенно очевидно, что дальнейшая судьба, финансовое положение и вектор развития КБЮ будет зависеть даже не столько от личностей гендиректора или главного конструктора, сколько от государственной политики и подходов властей к развитию этого предприятия, оборонного комплекса и космического направления.

Банковские кредиты для выплаты зарплат

Слухи об ухудшении финансового положения КБЮ возникли не на пустом месте. Реального положения дел на предприятии не скрывают.

"Ситуация на предприятии тяжелая. Это объективный факт. С самого начала карантина в прошлом году предприятие второй раз уходит в режим простоя, в котором формально находится и сейчас. На работу выведен только тот персонал, тот штат, который обеспечивает неотложное выполнение контрактных работ, которые у нас сейчас в разгаре, либо же обеспечивает функционирование жизненно необходимой инфраструктуры, которую нельзя оставлять. Из 4444 сотрудников на сегодня в работах занято примерно 2 тыс. человек. Остальные пребывают в режиме простоя. Им выплачивается две трети оклада", - рассказал 112ua.tv Максим Дегтярев.

Для пополнения оборотных средств КБЮ было вынуждено привлекать кредиты коммерческих банков.

"В направлении социальной сферы проводится политика оптимизации, которая в ближайшее время может коснуться и численности персонала", - рассказал в интервью врио гендиректора Александр Кушнарев.

Негативное влияние на КБЮ оказала пандемия. "Сектор экономики и сфера науки и техники, в которой мы работаем и можем применить свои знания, – это сектор, который не представляет насущной потребности, не требуется для ежедневного выживания. В условиях глобального кризиса все страны сокращают затраты на сферы, не представляющие жизненной необходимости, где можно подождать. У высокотехнологичных компаний в других секторах ситуация схожа с нашей. Мы столкнулись с тем, что проекты откладываются, затягиваются, переносятся. Нет такого, что клиенты ушли. Они все остались у нас, но проекты приостановились. Какие-то были перенесены на год-два. Какие-то приостановили до появления определенности в ситуации. Плюс еще специфика нашей работы. Она требует во многом непосредственного общения специалистов оффлайн. Такая возможность сейчас ограничена, и по этой причине наша коммерческая компонента также пострадала. Мы понимаем, что эта тенденция временная, но не краткосрочная. Кардинальных перемен через полгода не ждем. Похоже, что полное восстановление коммерческого рынка космических технологий произойдет не раньше, чем через несколько лет", - говорит Максим Дегтярев. 

Проблемы в КБЮ начались еще до смерти Дегтярева. В 2019 году предприятие впервые столкнулось с проблемой выплаты зарплат, связанной с отсутствием заказов. 

"Южное" имело уверенность, что им удастся расширить свое присутствие на рынке США. Тем более уже было сотрудничество по "Антаресу" и другим менее известным широкой общественности проектам. КБЮ в США хорошо знали, хотели с ним работать. Была надежда, что новый разработанный КБЮ двигатель можно будет предложить вместо российского для первой ступени РН "Антарес". КБЮ очень рассчитывало на рынок США. Но с 2013 года США утвердили National Space Transportation Policy. Главным образом, этот документ закладывал основы национальных приоритетов, локализации производства. И поэтому американские производители в космической отрасли, в соответствии с новыми положениями, были вынуждены уменьшать свою зависимость от внешних поставщиков. На сегодня эта политика является сдерживающим фактором для новых игроков, которые желают выйти в космическую отрасль. Они очень ограничены в возможностях заказа необходимых им комплектующих в других странах, в том числе в Украине. Именно поэтому КБЮ фактически потеряло этот рынок. Не потому, что они не дотягивали или не дорабатывали, вовсе нет, а потому что США проводят такую политику", - поясняет 112ua.tv Андрей Колесник.

Европа внедряет аналогичную практику с 2016 года. Политика локализации коснулась комплектующих к РН "Вега", на четвертой ступени которой используется двигатель, разработанный КБЮ. 

"После 2024 года "Вега" не будет оснащаться украинскими двигателями. Будет использоваться двигатель, разработку которого возглавляет Италия с партнерами из Франции, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Австрии и Румынии (все страны - члены Европейского космического агентства). Пока идут поставки, но уже ясно, что на разработки для европейского рынка у КБЮ надежды тоже нет", - отмечает эксперт.

"Последние двадцать лет КБЮ, как предприятие, было исключительно экспортно-ориентированной организацией. Более 90% всех наших доходов, поступлений – результаты наших коммерческих контрактов", - признает Максим Дегтярев.

По словам Колесника, отказ иностранных партнеров от сотрудничества в проектах "Вега" и "Антарес" нанесет сокрушительный удар не столько по КБЮ, но и по его генеральному подрядчику в выполнении этих работ – "Южмашу". "Эти проекты дают КБЮ поступления от авторского надзора, а для "Южмаша" это основной хлеб. Они жили за счет серийного производства тех вещей, которые конструировало КБ "Южное", и комплектующих к ним. Круг потенциальных заказчиков очень сузился. Практически все рынки закрылись в связи с политикой локализации и протекционизма", - отметил Колесник.

В интервью 112ua.tv Кушнарев признал, что конструкторское сопровождение процессов производства ступени (для "Антареса") и двигателей (для "Веги") для КБЮ – "это небольшие деньги, которые не могут покрыть затраты на содержание коллектива КБ "Южное".

Значительно увеличить прибыль в проекте "Антарес" КБЮ удалось бы в случае, если бы американцы согласились заместить российский двигатель на первой ступени ракеты украинским. С 2017 года по заказу корпорации Northrop Grumman (США) первая ступень "Антарес", разработанная КБ "Южное", изготавливается "Южмашем" в кооперации с украинскими предприятиями-подрядчиками "Хартрон-АРКОС", "Киевприбор", "Хартрон-ЮКОМ", "ЧЕЗАРА", "РАПИД" и уже на космодроме Уоллопс оснащается двигателем РД-181, изготовленным российским НПО "Энергомаш".

Изначально на ступени "Антареса" использовался двигатель, поставляемый компанией Aerojet. Но пятый пуск ракеты стал аварийным, и, как показало расследование, причина крылась в двигателе первой ступени. Американцы стали искать замену. "Когда решалась судьба этого проекта, у КБЮ не было товарного предложения с такой же степенью готовности, как у НПО "Энергомаш". Мы предлагали свои услуги. Но наше предложение не было поддержано американцами, как я понимаю, как с точки зрения графика, так и с точки зрения затрат. Двигатель РД-181 уже существовал. О его покупке нужно было только договориться и интегрировать его в изделие", - рассказал Максим Дегтярев.

Стоит отметить, что в последние годы в СМИ периодически появляются сообщения о намерениях американской компании из политических соображений найти замену российскому двигателю в ступени "Антареса", однако в конкретные шаги они пока не переросли.

Если бы о замене на ступени "Антареса" российского двигателя на украинский удалось бы договориться, это дало бы дополнительно 10-15 млн долл. поступлений от изготовления каждого двигателя. "Двигатели стоят очень дорого. Например, двигатель российский, который использовался для РН "Зенит" (ставился на первую ступень), стоил более 10 млн долл. каждый. Можно смело говорить, что один двигатель такого класса, использующийся в ступени "Антарес", может стоить в сборке и 15 млн долл. Это очень дорогая вещь", - пояснил 112ua.tv Андрей Колесник.

В интервью Кушнарев заверил, что "несмотря на то, что время упущено, украинская сторона будет предпринимать попытки предложить разработанный КБЮ двигатель для первой ступени "Антарес".

Канадский космодром – главная надежда КБЮ

"Сейчас главный акцент КБЮ сместился на менее дорогостоящие и быстро реализуемые проекты. Это касается и космических аппаратов, и ракет-носителей, и оборонной тематики", - сказал в интервью Александр Кушнарев.

Большие надежды предприятие связывает с проектом, который реализуется с канадской компанией Maritime Launch Services Ltd. (MLS). Компания строит космодром в Новой Шотландии, а КБЮ проектирует двухступенчатую ракету-носитель "Циклон-4М", которая сможет выводить полезные грузы на низкие околоземные орбиты. Как уточнил в интервью 112ua.tv Дегтярев, строительные работы будут начаты уже в нынешнем году, а закончатся через три-четыре года, когда спрос на носители, выводящие полезную нагрузку на низкие орбиты, достигнет апогея. И тут важно не опоздать.

КБЮ ориентируется на 6-8 коммерческих пусков в год, но технические возможности космодрома позволят проводить до 12 пусков. Опять же, как уточнил Дегтярев, разрабатываемая предприятием ракета-носитель требует наименьших капитальных вложений. "При ее разработке мы опираемся на существенный задел технических решений по проектам "Зенит" и "Антарес". Вторая ступень и головной обтекатель (пространство для полезного груза) практически в неизменном виде собираемся заимствовать с ракеты-носителя "Циклон-4", которая создавалась в рамках украино-бразильского проекта. Таким образом, у нас очень высокая техническая готовность с этой ракетой – все технические решения обкатаны, отработаны", - рассказал 112ua.tv главный конструктор и начальник конструкторского бюро по системному проектированию ракет и ракетных комплексов.

Серийное производство ракет будет начато на мощностях "Южмаша".

"Насколько мне известно, согласно политике канадской компании Maritime Launch Services Ltd. (MLS), разработчик должен сам вложить средства в создание ракеты-носителя ("Циклон-4М") и затем они будут покупать ее по рыночной цене. Прибыль (от коммерческих пусков) будет поделена между разработчиком и производителем. То есть зарубежный заказчик не делает никаких инвестиций, поэтому "Южное" выполняет проект за счет собственных оборотных средств", - говорит Андрей Колесник.

По словам Колеcника, при создании "Циклон-4М" КБЮ столкнулось с серьезным вызовом в части необходимости найти аналоги материалов, которые ранее поставлялись из России. "У Украины нет сплава АМГ 6, который используется для корпусов ракет-носителей и традиционно покупался в России. У нас нет жаропрочных материалов (сталей), которые использовались в камерах сгорания двигателей и тоже закупались в России. Определенные композиты, необходимые в конструкциях, также закупались в России. В частности, это политетрафторэтилен (фторопласт 4). Широкому кругу этот материал известен как тефлон, который используется для изготовления сковородок. К этой же категории можно отнести и титановые сплавы", - рассказал эксперт.

По его словам, КБЮ было вынуждено искать аналоги материалов для камер сгорания двигателя. Их также ранее покупали у РФ.

О том, что с этой задачей КБЮ справляется, мы сделали вывод со слов Кушнарева, который заверил, что за счет средств, полученных от выполнения иноконтрактов и сэкономленных, "Южмашем" был изготовлен газогенератор РД 815. Осталось только провести испытания.

Зачем Украине спутник на орбите? 

Пришлось упрашивать Сергея Полуяна о возможности побывать в цехе, в котором заканчиваются работы по подготовке спутника "Січ-2-1" к анонсированному президентом Владимиром Зеленским запуску, приуроченному к 30-летию Независимости Украины, и хоть краем глаза взглянуть на самый популярный нынче в Украине космический аппарат. К слову, после этого заявления журналисты называют спутник не иначе, как "Січ-2-30", хотя это до сих пор не его официальное название. 

По словам Полуяна, сборка "Січ-2-1" по факту завершена. Осталось лишь провести радиотехнические испытания – проверить совместимость спутника с центром управления в Дунаевцах. В комнате с восьмым уровнем чистоты с "Січ-2-1" соседствует недоукомплектованный спутник "Микросат-Ионосат". На табличке, которая расположена рядом с его габаритно-динамическим макетом в цеху, указано, что этот 175-килограммовый космический аппарат разрабатывается в рамках Национальной космической программы Украины и предназначен для проведения многозонного наблюдения за динамическими процессами в ионосфере Земли. "Это совместная разработка КБЮ и Академии наук. Существует гипотеза, что группировка из трех таких спутников может прогнозировать землетрясения с точностью до 90% за сутки до их начала", - говорит Полуян.

Аппараты "Січ-2-1" и "Микросат-Ионосат" должны были выйти на свои орбиты одновременно. Их пуск был запланирован с бразильского космодрома Алкантара украинской ракетой-носителем "Циклон-4". В апреле 2015 года Бразилия в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с Украиной в рамках проекта "Циклон-4", как было отмечено в пресс-релизе, в связи с сочетанием причин, связанных с вопросами финансирования, технологическими аспектами, отношениями между Бразилией и Украиной, а также неопределенностью в экспортных перспективах проекта.

Вдобавок Космическое агентство остановило действие программы, которой было предусмотрено финансирование обоих аппаратов. КБЮ пыталось завершить работу над "Микросат-Ионосат" за собственные оборотные средства, но проблема была глубже – без финансирования осталась и Академия наук, партнер в этой программе. "Не имея финансирования, Академия не может сделать приборы, а мы не можем принять их на комплектацию, соответственно и продвинуться дальше в сборке мы не сможем", - пояснил ситуацию Полуян.

Со спутником "Січ-2-1" ситуация также была непростой, но он собирался на платформе своего предшественника – "Січ-2". Была обновлена аппаратура и заменены российские комплектующие. "Січ-2"- последний украинский спутник дистанционного зондирования Земли, связь с которым была потеряна еще в декабре 2012 года из-за выхода из строя солнечной батареи российского производства. 

"Спутник был застрахован. По нашей информации, Космическому агентству страховка была выплачена", - говорит Полуян.

После выхода из строя "Січ-2" заказов на новые аппараты КБЮ не получало. "Южмаш" закрыл цех по изготовлению спутников. Он устарел и не соответствовал современным требованиям, которые становились все жестче, особенно в части уровня чистоты, рассказывает Сергей Полуян. В 2014 году в связи с аннексией Крыма был также потерян центр управления спутниками в Евпатории. Сохранился только резервный Центр приема и обработки специальной информации и контроля навигационного поля в городе Дунаевцы (Хмельницкая обл.).

В этих условиях КБ "Южное" принимает решение начать строительство собственного цеха для сборки космических аппаратов. Цех построили с нуля. Судя по размещенным в цеху стендам с описанием проектов спутников, КБЮ готово вести деятельность с размахом, но только при выполнении двух условий: финансирования в рамках Космической программы, подготовка которой, если верить чиновникам, находится на завершающей стадии, либо же если появится иностранный частный заказчик. Пока нет ни первого, ни второго.

Решение о запуске "Січ-2-1" появилось благодаря настойчивости КБЮ, подчеркивает Сергей Полуян: "Мы начали бить тревогу, и поворотной точкой стала выставка КБЮ в Верховной Раде нового созыва. К нам проявили интерес. В марте 2020 года на нашем предприятии было проведено выездное заседание профильного комитета. Параллельно стучались к губернатору, чтобы достучаться до Офиса президента".

Самый большой вопрос нынче – найти носитель, который выведет "Січ-2-1" на орбиту. В СМИ периодически появляются сообщения о переговорах со SpaceX, и она, как говорят, даже готова уменьшить цену пуска украинского спутника, который весит ни много ни мало 165 кг, согласно информации, размещенной на стендовой табличке в цехе КБЮ.

"Мне неизвестно, чем закончились переговоры со SpaceX. Проблема в том, что тот вариант размещения, который предлагает SpaceX, предполагает сильные нагрузки на спутник во время запуска. Он разрабатывался под запуск другой украинской ракетой-носителем (класса "Циклон", "Днепр") с другим вариантом размещения под обтекателем, более щадящим для конструкции спутника. И вот в случае с запуском на РН Falcone 9 от SpaceX могут возникнуть большие боковые нагрузки, которые неизвестно, как перенесет спутник", - говорит Андрей Колесник. 

По его словам, более логично было бы запустить спутник на ракете-носителе Firefly Aerospace – разрабатываемой с 2017 года РН "Альфа", первый пуск которой запланирован на конец апреля 2021 года с космодрома американской Военно-воздушной базы Ванденберг. Дело в том, что основатель компании Макс Поляков – выходец из Украины, и ряд комплектующих для "Альфа", например, были заказаны им в нашей стране. Если бы Поляков согласился и проект удался, спутник оказался бы на орбите хоть и не к знаменательной дате, зато, возможно, с меньшими затратами.

В качестве главного недостатка спутника "Січ-2-1" эксперты отмечают низкую разрешающую способность. На табличке в цеху КБЮ говорится, что аппарат предназначен для получения цифровых изображений с поверхности Земли в видимом диапазоне длины электромагнитных волн. Разрешающая способность на местности многозонного сканирующего устройства, которым он оснащен, составляет 7,8 м.

"На сегодня на спутники с аналогичным разрешением приходится не более 2% всей информации, заказываемой из космоса. Для военных целей спутник с таким разрешением совершенно бесполезен. Даже если он позволит рассмотреть формирование, не даст никакой информации о его составе – там могут быть системы РСЗО, а могут быть обычные грузовики", - комментирует 112ua.tv Андрей Колесник. Ранее эксперты отмечали, что "Січ-2-1" может увидеть из космоса габаритный автомобиль, но легковушку он не разглядит, тогда как современные космические аппараты аналогичного назначения позволяют рассмотреть даже ружье в руках солдата.

"Аналогичной характеристикой обладают европейские спутники из программы "Коперник". Проект осуществляется для того, чтобы европейское сообщество могло пользоваться снимками из космоса бесплатно. И если того или иного пользователя что-то отдельно заинтересует, он может заказать платный снимок в компаниях, которые имеют на орбите спутники с более точным высоким разрешением. В этом случае наш спутник будет дублировать европейский, с которого мы и сейчас имеем право получать информацию бесплатно", - говорит Колесник.

Разработка спутников - для КБЮ также не новое направление. Как и в ракетостроении, инженеры из Днепра часто оказывались далеко впереди западных коллег. Передовая для своего времени разработка унифицированной спутниковой платформы вышла из стен "Южного". "В основу днепропетровских спутников их создатели заложили принцип унификации конструкций обслуживающих систем, использование единого корпуса, стандартного состава служебных систем, общей схемы управления бортовой аппаратурой и единой системы энергопитания. Все это дало возможность организовать – впервые в мировой практике – серийное производство космических аппаратов", - говорится в альбоме к 60-летию КБЮ.

Первый космический аппарат ДС-2 ("Космос-1"), разработанный в ОКБ-586 ("Южное") и изготовленный на заводе № 586, был запущен днепропетровской ракетой-носителем "Космос" с полигона Капустин Яр 16 марта 1962 года.

Новые цеха Дегтярева

В КБ "Южное" гостям обычно показывают не только новейший спутниковый цех, но и цех композитных материалов – часть опытного производства, создание которого началось в 2015 году, а также суперкомпьютер, который был введен в эксплуатацию в конце 2018 года. По сути, это напоминание о вкладе Александра Дегтярева в предприятие, знак того, что ушедший гендиректор не только смог сохранить "Южное" и оградить предприятие от распила, но и улучшить его производственную базу.

"Технологии композитных материалов были доступны КБЮ еще в середине 80-х. Их проектируемые изделия из композитов производились на "Южмаше", на его подразделении в Павлограде, которое сейчас известно как Павлоградский механический завод. Там стояли огромные станки, на которых наматывались корпуса ракет. Если вы видели "Сатану", то можете себе представить, какого размера были ракеты. Это ноу-хау и настоящий прорыв для 80-х. Мне, да и многим другим, было очень больно узнать в середине 90-х, что это направление закрыли. Опасаюсь, что не обошлось без усилий американцев. Не могу это утверждать с точностью, у меня нет фактажа или доказательной базы. Но США в те годы были серьезно обеспокоены тем, что Украина могла возродить производство баллистических ракет или продать кому-то эти технологии. К тому же, китайские товарищи проявляли к этому немалый интерес. Естественно, по условиям действующего соглашения Украина не имела права такие технологии передавать. Отдельные сотрудники, связанные с этой информацией, даже попали под прицел СБУ и имели серьезные неприятности", - вспоминает Андрей Колесник.

По его словам, несмотря на то что композитное направление КБЮ восстановлено, время и преимущества уже потеряны. Сейчас многие страны пытаются использовать композитные материалы в ракетостроении. И если раньше они в основном использовались для твердотопливных ракет, то сейчас баки из композитных материалов используются и для ракет, заправляемых жидким топливом. Один килограмм композита способен нести большую нагрузку, чем один килограмм железа. Соответственно, ракеты-носители и космические аппараты, изготовленные с использованием деталей из композитных материалов, могут нести большую полезную нагрузку, чем их аналоги, изготовленные из металлических сплавов. 

"КБ "Южное" стремится к мировым стандартам и созданию завершенного цикла производства – от исходного сырья к готовому изделию. Это интересно, потому что привлеченный к работам подрядчик - это всегда дополнительные затраты. Наличие собственных производственных мощностей позволяет ограничиться затратами на исходные материалы и оплату труда. Кроме того, у нас ведется двойной контроль качества", - рассказывает заместитель начальника комплекса новых материалов и перспективных технологий ГП "КБ "Южное" Анжелика Симбиркина.

Имена заказчиков руководство "Южного" не озвучивает. Мол, коммерческая тайна. О том, что, скорее всего, дело не в коммерческой тайне, а в отсутствии масштабного интереса к продуктам предприятия, свидетельствуют слова Кушнарева. Говоря в интервью 112ua.tv о производственной базе, в том числе участке по производству композиционных материалов, он отметил, что "сейчас ставится такая задача, чтобы оборудование, которое есть, приносило доход".

"Это оборудование закупалось под определенные цели. Суперкомпьютер был приобретен за деньги от контракта по созданию оперативно-тактического комплекса "Гром", разработанного для Саудовской Аравии. По моей информации, общая стоимость контракта составляла 200 млн долл.", - рассказал нам Ярослав Дмитренко.

На момент покупки это был не только самый мощный в Украине, но и в Восточной Европе инженерный компьютер, отмечает Сергей Полуян.

На супермашине выполняются расчеты в рамках государственного оборонного заказа. "Применение вычислительной системы позволяет значительно сократить время. Если сравнить с персональной машиной, то на хорошей машине на решение задачи по вычислению параметров аэродинамики уходит неделя, а на таком компьютере аналогичная задача решается за 15 минут. Кроме того, проведение теоретических расчетов позволяет оптимизировать выполнение дорогостоящих и длительных испытаний изделий в натурных условиях эксплуатации", - рассказал начальник отдела аэрогазодинамики и тепломассообмена Олег Бугаенко.

Роль такой вычислительной машины для предприятия уровня КБ "Южное" нельзя недооценивать, говорит Дмитренко. "Предприятие связано с оборонным комплексом. И вот без этой техники пришлось бы обращаться к сторонним заказчикам. А как это сделать, если, к примеру, речь идет о заказе, выполняемом в режиме "сверхсекретно"? Ты же не обратишься в частную фирму с просьбой: посчитайте нам, пожалуйста. И потом информация может уйти на сторону. С этой точки зрения, покупка суперкомпьютера - вполне оправданная инвестиция", - подытожил он.

По словам профильного журналиста, машина играет большую роль в процессах импортозамещения после разрыва отношений с Россией. "При изменении материалов, которые используются для корпуса ракет-носителей, элементов топлива, нужно проводить заново сложнейшие вычислительные расчеты с большим числом параметров", - рассказал Дмитренко.

Есть ли будущее у КБ "Южное"?

Конечно, мы обратили внимание, что в ходе нашего визита на предприятие нам разрешили увидеть только новые цеха и административный корпус завода. К слову, оценить на глаз, сколько площадей заводом не используется, задача не из легких – периметр в несколько километров "Южное" делит с "Южмашем", и понять, где чей корпус, а где чей цех, для человека с улицы – задача неподъемной сложности.

По словам Кушнарева, если два-три года назад использовалось 70% имеющихся площадей, на этот момент – менее 50-60%. "Но опять же, я говорю условно. Но однозначно это меньше, чем в те годы, когда велись работы по программе "Циклон-4" (проект в Бразилии), по "Антаресу", когда шла разработка, тоже проводились испытания", - сказал нам врио гендиректора КБ "Южное".

Также мы обратили внимание на тот факт, что в опытном производстве (композиционные материалы) занято всего около 200 человек. Если приплюсовать сотрудников пресс-службы и представителей руководства, то в общей сложности за рабочие дни четверг-пятница мы лично встретили на территории двух крупнейших промышленных гигантов не более нескольких десятков человек, включая охрану. Напомним, только в штате КБЮ сейчас числится 4444 человек.

Сложно прогнозировать, как события будут развиваться дальше, но в большой степени это будет зависеть от государственной политики, подчеркивают эксперты. "Надежды на то, что КБЮ сможет найти новые крупные контракты за рубежом, практически нет. Следует признать, что в мире, в котором рулит SpaceX, найти такие крупные контракты, как были с проектом "Морской старт", или участие в проекте, подобном "Антаресу", уже не выйдет, если Украина, как государство, не войдет в состав участников международных проектов на равноправных условиях", - говорит Андрей Колесник.

Нужен ли Украине космос и готова ли страна финансировать его из госбюджета, мы скоро узнаем. Космическая программа, в которой будет определены размер и направления госзаказа, должна быть готова в ближайшее время. С 2018 года ни ее, ни государственного финансирования космического направления в Украине не было.

Хлебом для КБЮ могли бы стать работы для государственного оборонного комплекса, говорят эксперты. К слову, это направление, которое в КБЮ обсуждают, мягко говоря, неохотно. "У нас есть контракты – один с конца 2019 года, другой - с конца 2020 года, которые мы выполняем с Минобороны. Работы по первому мы собираемся закончить в этом году, второй – тоже, но не исключено, что выполнение работ захватит и 2022 год", - рассказал нам в интервью Александр Кушнарев, отметив, что это "не очень объемные контракты с перспективой расширения".

Озвучивать наименования продукции для оборонки в КБЮ отказываются, но СМИ пишут, в частности, о разработке реактивного снаряда "Тайфун-1", предназначенного для вооружения систем залпового огня "Град", "Верба" и "Брест". Также КБЮ ведет работу над созданием нескольких оперативно-тактических комплексов.

"По-хорошему, КБ "Южное" и "Южмаш" уже давно следовало бы корпоратизировать. Их активы надо было бы сгруппировать, отделив профильные активы от непрофильных. В 2017 году я предлагал в качестве обязательного шага корпоратизацию предприятий с последующей приватизацией, привлекая стратегического инвестора из стран-партнеров (сохранив в целях нацбезопасности часть акций, не менее блокирующего пакета, в руках государства)", - говорит Андрей Колесник.

Такая схема была реализована с государственными космическими предприятиями Италии и Франции в 1990-2000 гг., что принесло огромный успех и дало мощный толчок их развитию. 

"У нас это назвали бредом. Победила мысль о том, что следует оставить все как есть, только грамотно предоставлять КБ и "Южмашу" государственную поддержку. Вы видите, к чему за четыре года привела государственная поддержка. Теперь говорят, что корпоратизация нужна. И действительно, это нужно делать как можно скорее параллельно со структуризацией направлений и активов по технико-экономическим критериям. В этом случае стратегический инвестор или их группа (в зависимости от степени структуризации) сможет зайти на предприятия и их удастся спасти, сохранив при этом контроль со стороны государства в вопросах национальной обороны и безопасности", - считает Колесник.

О том, что "Южное" и "Южмаш" будут корпоратизированы, заявлял вице-премьер-министр Украины - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский. По его словам, это не означает, что власти готовы приватизировать стратегически важные предприятия. Их планируют передать в государственный космический кластер.

"Важный вопрос –  создание космического кластера. Кто им будет руководить? Если это будут чужие люди, которые подсядут на потоки, а желающих немало, тот же суперкомпьютер будет, к примеру, передан в аренду. Все растащат и прогуляют на дорогих курортах. Подобные риски нужно исключить. Если мы получим руководство во главе кластера КБЮ и "Южмаша", можно говорить о том, что это будет толковое решение", - уверен Ярослав Дмитренко.

Какими будут последствия действий и решений властей в отношении предприятия, которое все еще имеет огромную ценность не только для развития космического направления, но и для военно-промышленного комплекса Украины, мы в ближайшее время увидим и сможем оценить. Но главное, если предпринимаемые шаги убьют "Южное", это неизбежно приведет и к гибели "Южмаша". Ведь предприятия связаны друг с другом, как сиамские близнецы. "Южное" - мозг и инженерные решения, "Южмаш" – база для их воплощения.

В случае реализации этого самого худшего сценария тысячи перспективных специалистов, обладающих уникальными знаниями, останутся без работы, а Украина потеряет единственный шанс еще раз заявить миру о себе, как о космической державе с научно-техническими разработками высочайшего уровня.

Елена Голубева

Відправити

Недостатньо оцінок
Таблиця оцінок