Культура / Кіно та театр

Песня, вера, отопление: о ленте Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго"

Сергій Васильєв, фрілансер

В кинотеатрах еще можно застать документальную ленту Надежды Парфан, которая создает чуткий портрет малозаметных, но незаменимых людей физического труда

Песня, вера, отопление: о ленте Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго"

Кадр из фильма "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго"

Награда (к) отопительному сезону

24 октября фильм Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" (сокращенно — "Поет ИФТКЭ"), запечатлевший хор коммунального предприятия, обеспечивающего город теплом, на торжественной церемонии в киевском кинотеатре "Жовтень" получил премию Союза кинокритиков Украины "Киноколо" в номинации "Лучший документальный фильм". А 25 октября жилые дома столицы начали подключать к отоплению.

Для записных конспирологов подобное сочетание событий могло бы показаться неслучайным, родив подозрения, что членов жури кинопремии накануне шантажировали холодными батареями. Однако художественные достоинства ленты способны разбить и не такие инсинуации. "Поет ИФТКЭ" — это, действительно, хорошее и весьма нетипичное для современной отечественной документалистики кино, делающее своими героями малозаметных, но незаменимых людей тяжелого физического труда.

Прокат к отопительному сезону

Дистрибьютор 86PROKAT выпустил "Поет ИФТКЭ" в ограниченный (пусть и достаточно обширный, по меркам документального кино) прокат 17 октября — накануне и в самом начале отопительного сезона. И это, безусловно, было мудрым решением. Фильм появляется на экранах именно тогда, когда радужные мечты о теплом доме еще не очернены первыми платежками с выставленными счетами за это тепло и практически неизбежными, учитывая состояние коммунального хозяйства страны, проблемами с отоплением.

Будет небезынтересно понаблюдать, как будет меняться (если, конечно, будет) позитивное отношение к "Поет ИФТКЭ" со временем и приходом холодов — у тех, кому отопление "дадут" сразу, и тем, кому его "дадут" с задержкой. (От его отсутствия авторы предлагают спасаться, согреваясь в кинозалах — на сеансах документальной ленты).

Собственно, бурное начало отопительного сезона является также и тем внутренним водоразделом, трансформирующим картину Надежды Парфан, действие которой начинается летом, а заканчивается зимой, меняющим ее эмоциональный и жанровый строй: из ироничной комедии точных наблюдений за организованным по советской традиции досугом коммунальщиков она превращается в актуальную социально-производственную драму без видимого счастливого конца.

Коммунальный хор и другие темы

В "Поет ИФТКЭ" можно вычленить как минимум пять тем, расположенных то по отдельности, а то и в сложных коллективных узорах, на хронологической прямой экранного действия длиною в 60 минут (достаточной, чтобы, по крайней мере конспективно, их раскрыть). Этими темами становятся:

– творчество народного хора и, шире, культмассовая работа на коммунальном предприятии, проводимая профсоюзом по несколько осовремененным, но узнаваемым советским лекалам;

– личная (и, интонационно, неожиданно драматичная) история главы профсоюза, который, завершая свою каденцию, принимает решение уйти;

– знакомство с материальной основой производства тепла — трубами-насосами, металлические звуки которых превращаются в композиции Маргариты Куличовой (Grisly Faye), и медитативно горящим синим газовым пламенем, всполохи которого дарят облик титру с названием фильма;

– деятельность ИФТКЭ во время отопительного сезона, выражающаяся в контактах — и конфликтах — с потребителями;

– взаимодействие с властью, примером которого становится "засевание" колядками перед депутатами, скучающе и пухлощеко уткнувшимися в телефоны.

СПІВАЄ ІВАНО-ФРАНКІВСЬКТЕПЛОКОМУНЕНЕРГО
СПІВАЄ ІВАНО-ФРАНКІВСЬКТЕПЛОКОМУНЕНЕРГО

Перетягивание сюжетного каната

С фиксации вневременного абсурда официальных мероприятий и стартует картина. Первые ее кадры сняты на фестивале гончарства, где выступает хор ИФТКЭ, предварительно выслушав стихотворные приветствия ведущих и заплетающиеся речи чиновников, совсем недавно ритуальный клич "Слава КПСС" заменивших обращением "Слава Иисусу Христу" (суть их спичей сводится к тому, что украинское гончарство если не любят, то ценят во всем мире и даже за его пределами).

Потом зрители наблюдают подготовку профсоюза к празднованию Дня независимости, гвоздем которого становится состязание по перетягиванию каната и очередное чиновное выступление с обещанием светлого будущего, столь же яркого, как и небо над головой (небо тут же затягивают тучи).

Этот заряд забавной — и тонко подмеченной — жизненной комедии, впрочем, ни разу не превращает героев ленты, сотрудников ИФТКЭ и участников любительского хора, в упрощенно комических персонажей. За этим внимательно следит Надежда Парфан, бросая на них, иногда даже чересчур, деликатные взгляды.

Канат же повествования перетягивают "отопительные" будни коммунального предприятия, оставляя хоровую активность на втором плане — там, где ей, собственно, и место.

Взгляд на людей физического труда

Сотрудники ИФТКЭ ходят по подвалам и квартирам. Там, где не греет. И там, где течет. Попадая туда, где необходимо травить воздух, чтобы батареи наполнились теплом. И туда, где на трубы нужно срочно ставить заплатки, чтобы сохранить в квартирах хотя бы некое подобие комфорта. Общаясь с хроническими должниками и недовольными качеством предоставленных услуг. И стоически перенося и громкую критику, и дефицит всего, что необходимо для качественного выполнения работы в заведомо некачественных условиях.

В этих коротких зарисовках камера идет вслед за героями, стоит за них стеной и дает им фору: хотя бы тем, что они приспособились к ее беспардонному присутствию чуть больше, чем "потребители услуг" (для них она становится еще одним непрошеным гостем; о ее наличии некоторые из них не всегда догадываются). Можно спорить о том, насколько полно и многогранно подобный подход позволяет передать реальность, но это будет достаточно умозрительная и зряшная дискуссия, поскольку ценность ленты заключается уже в том, что в ней впервые за долгие годы эта коммунальная производственная реальность изнурительного физического труда присутствует как таковая, схвачена живо, изнутри.

Правильный фильм для культпохода

Сейчас школьников по всей Украине водят культпоходами смотреть в кинотеатрах плакатного, выпиленного по американским развлекательным лекалам "Захара Беркута" Ахтема Сеитаблаева и Джона Винна, аргументируя это тем, что изучение произведения Ивана Франко, по отдаленным мотивам которого и снята лента, входит в школьную программу.

Пожалуй, если сегодня в прокате и есть украинский фильм, ради которого стоит поддерживать практику организованных походов школьников в кино, то это — "Поет ИФТКЭ".  Он в полной мере позволяет осознать, сколь хрупкой является линия коммунальной обороны, которая отделяет в Украине цивилизацию от хаоса руины, и вблизи увидеть и по достоинству оценить тех людей, чей тяжелый, незаметный, недооцененный, негероический и критикуемый (пусть часто вполне справедливо) труд ее удерживает изо дня в день.

Сергей Васильев для delo.ua

https://delo.ua/lifestyle/pesnja-vera-otoplenie-o-lente-nadezhdy-parfan-359870/

Відправити

Недостатньо оцінок