Перегляд матеріалу Таблиця оцінок
Соціум / Якість життя: суспільство, соціальні ініціативи

Простая наука: как понять смысл и важность знаний

Оксана Дума, Колесо Жизни

Простая наука: как понять смысл и важность знаний

 

Сегодня знания доступны всем в любое время и в любой точке Земли. Однако мало кто пользуется этой доступностью, предпочитая оставаться в неведении или просто не желая «усложнять» себе жизнь. Физик Юлия Безвершенко поделилась с «КЖ» своими мыслями о том, почему люди не развиваются и как от науки можно получиться простые ответы на сложные вопросы.

 

Юлия Безвершенко

Кандидат физико-математических наук, заместитель главы Совета молодых ученых НАН Украины

 

Чтобы понять очевидные вещи, нужно потратить много времени и совершить массу ошибок. Как это можно объяснить с точки зрения физики?

Физика объясняет не жизнь людей и не их восприятие, а фундаментальные законы устройства мира. Очевидное – не настолько очевидное, как может показаться. Для того, чтобы мы могли увидеть то, что природа нам показывает, нужно очень внимательно смотреть и задавать вопросы. В детстве нам это дается легко, потому что мы сосредоточены на познании. Но, чем старше мы становимся, тем меньше мы смотрим по сторонам. Часто тяга к познанию исчезает уже в школе, в зависимости от того, как происходит обучение. Человек прекращает присматриваться, задавать вопрос «Почему?».

Земля притягивает – мы не плаваем в воздухе, а ходим по поверхности каждый день и воспринимаем силу притяжения как данность, даже не интересуясь, почему происходит так, а не иначе. Чтобы задаться таким вопросом, нужно быть открытым познанию мира, должен присутствовать элемент удивления. Это первый момент.

Второй – доступность объяснений. Хотя, иногда, самые простые объяснения могут быть ошибочными. Человечество прошло длинный путь, чтобы создать существующую картину мира. Столетиями шли дискуссии по поводу формы Земли, ее вращения и того, что находится в центре всего: Солнце или все-таки Земля. Для некоторых, как мы знаем, это плохо заканчивалось. Когда появилась завершенная картина некоторых явлений, все кажется просто. Но не всегда. Еще в «простоте объяснений» очень важно мастерство учителя, его умение увлечь человека в путешествие по стране знаний: от наблюдения и удивления до научного объяснения всего, что нас окружает.

 

Значит, проблема в том, что мы не замечаем прекрасное вокруг?

Наблюдение за миром требует времени и сосредоточенности, а мы живем в мире своих проблем и задач. Иногда мы не можем себе позволить остановиться и просто посмотреть по сторонам, просто отдохнуть, отвлечься. Что уж говорить о том, чтобы посмотреть внимательно, приложить усилия? Безусловно, взрослый человек может структурировать свой отдых и, при желании, найти время на развитие. И в это время можно вернуться к тому, что не доучили в школе: задать вопросы, прочитать нужные книги, послушать лекции, посмотреть видео, посетить научно-популярные мероприятия и получить очевидные и не очень очевидные ответы.

 

На конференции InScience вы сравнили процессы в атоме и в восприятии человека…

Я пыталась на понятном примере объяснить контринтуитивность квантовой механики. То, что мы знаем о микромире, противоречит здравому смыслу. В нашем макромире если система пребывает в одном состоянии из двух взаимоисключающих, то во втором она не может пребывать. Например, если вы сейчас в Киеве, то в этот же момент в Париже пребывать не можете. А для квантовой системы это не проблема, пока мы не измеряем ее состояние. Пример – кот Шредингера (некий кот находится в стальной камере вместе с радиоактивным атомом, распад которогоприводит к выделению яда из капсулы. Атом в течение часа может распасться или остаться в прежнем состоянии.. Если на час оставить систему предоставленной самой себе, то кот останется жив с вероятностью 50%, поскольку распада атома не произойдет. С такой же вероятностью кот окажется мертвым, если реакция состоится. Но пока человек не вмешался в процесс, т.е. не открыл ящик, кот является живым и мертвым одновременно – прим. ред.). 

Человек в некоторых случаях “уподобляется” квантовой системе – быть счастливым и несчастным или чувствовать счастье и боль при рождении ребенка. Другой пример – наблюдая за яблоком, мы не заставим его двигаться и не остановим взглядом падение, если оно сорвалось с ветки. Но если вы измеряете квантовую систему, она переходит в одно из своих состояний, прекращая находиться в нескольких состояниях одновременно. С человеком может произойти похожее изменение: как мы себя ведем и чувствуем, когда за нами наблюдают? Как может измениться наше самоощущение, если мы с кем-то поговорили, услышали мелодию, кого-то увидели? Или почувствовали знакомый запах, что-то вспомнили и стали совсем другим человеком на какое-то время. Но это не о том, что человек и квантовая механика – одно и то же, но о том, что мы познаем мир во всех масштабах. Он не устроен одинаково везде. То, что мы видим каждый день не обязательно будет иметь место в масштабе атома или вселенной. Есть универсальные законы, которые описывают происходящее, но не все из них открыты. У человека есть вдохновение и амбиции познавать жизнь на всех уровнях. В теоретической физике, в познании наиболее фундаментального нас ведет не столько размышление, что могло бы быть – это скорее философия и интерпретации. Во-первых, нас ведет математика как язык теоретической физики, то есть логичные конструкции, с определенными правилами – она (математика) достаточно изящна и сложна. И во-вторых – эксперимент. Все предсказания должны быть проверены экспериментально, в том числе разными людьми независимо друг от друга. И когда мы видим, что теория подтверждается, мы понимаем, что все сделали правильно и в определенном приближении описываем мир.

 

Так зачем же люди усложняют себе жизнь?

Не могу сказать, что человек усложняет мир, наоборот, исследуя, он ищет наиболее простые, красивые объяснения. Однако их все равно нужно проверять. Для одного человека все может быть просто и красиво, для другого – сложно и нелепо, но, если теория подтверждается, через какое-то время она может казаться очевидной.
Если же человек хочет более детально исследовать простые и сложные материи, ему не будет просто – сейчас барьер входа в науку достаточно высок, квантовая механика возникла почти 100 лет назад, но она до сих пор не очевидна для каждого. Проблема не только в том, что наука достаточно сложная, но и в том, что люди не всегда интересуются устройством мира. Очень печально, когда понимание происходящих процессов есть лишь у малого количества людей, а остальные не спешат узнать что-то новое только потому, что в школе им не нравилась физика.

 

Как заинтересовать людей наукой?

В этом вопросе есть три стороны: ученые, общество и государство. Ученые в мире и в Украине делают многое, чтобы приблизить знания к людям. Появляется все больше переводной литературы, которую можно читать детям и взрослым. Авторы доступно объясняют как очевидные явления, так и сложные теории. Есть много научно-популярных бесплатных мероприятий: например, Дни науки, Научные пикники.

Нужно, чтобы государство инвестировало в популяризацию науки, ведь общество должно получать новые знания – от этого увеличивается уровень критического мышления, принятие важных решений становится более взвешенным. А со стороны людей нужен запрос на новые знания, интерес, любопытство, желание исследовать. Если говорим о детях, не ограничивать их только школой, где может быть неидеальный учитель, а предлагать книги, YouTube-видео, мероприятия. Я уверена, что дети, видя другую науку, горящие глаза лекторов, трогая руками экспонаты, проводя эксперименты, если и не решат стать учеными, то, как минимум, у них появится вкус к познанию, и во взрослом возрасте они продолжат развиваться. Это очень важно для будущего общества. 

 

 

Вставка

Наука на YouTube

YouTube-каналы, где ученые пытаются рассказать, показать, заинтересовать и ответить на детей и взрослых о научных явлениях, об устройстве мира, о физических и химических процессах…

  • Мир интересных фактов.
  • Цікава наука.
  • I Vam Nauka.
  • Павел ВИКТОР (канал учителя физики из Одессы, на котором он объясняет школьную программу по физике доступно и интересно; есть видео по программе за 7 и 8 класс).

 

Відправити

4,8 Середня оцінка
Таблиця оцінок