Перегляд матеріалу Таблиця оцінок
Агропромисловий комплекс

Своя Индычка, или Производство мяса индейки на Сумщине

Софія Ярошенко, Латифундист Медіа

Своя Индычка, или Производство мяса индейки на Сумщине

Сумская область известна своим культурно-историческим наследием: тут и Путивль, где плакала княжна Ярославна, и поле Конотопской битвы, и скифские курганы, и памятник мамонту. Но сегодня не о культурных ценностях. Поговорим о более приземленных, но не менее важных вещах. Конечно же, об аграрной отрасли. А именно о предприятии, которым в настоящее время может гордится область на северо-востоке Украины. Latifundist.com побывал в селе Кровное Сумского района, где расположено предприятие «Индычка», которое занимает более 20% украинского рынка индюшатины. Мы пообщались с Дмитрием Сидоренко, основателем и собственником предприятия. Компанию нам составил его родной брат, Максим Сидоренко, который занимается дистрибуцией производимой продукции в Сумской области.

Начиналось все с идеи

История предприятия, которое находится фактически в лесах Сумской области, начинается в 2006 году. Но это было лишь начало, для полноценного старта понадобилось три года. Именно столько занял у основателей поиск путей реализации и четкое определение направления бизнеса.

Здесь необходимо упомянуть, что Дмитрий и Максим Сидоренки в 2004 г. начали сотрудничать с МХП по реализации курятины «Наша Ряба». Поработав с мясным ритейлом несколько лет, братья решили расширить свой бизнес и начать производство, но не курятины. А занять пустую нишу — производить мясо индейки.

«Мы провели анализ рынка и увидели, что показатели производства индюшатины в Украине были чуть выше ноля. Понятно, что это был голубой океан, нам было легче развиваться. Промышленного производителя этого мяса на то время в стране просто не было», — рассказывает Дмитрий Сидоренко.

После исследования рынка появилась идея, которая легла на бумагу в виде бизнес-плана. Спрашивать и обучаться было не у кого, поэтому пришлось потратить много времени на изучение этого сегмента. Основатели посетили Польшу, Германию, Венгрию, чтобы увидеть опыт европейских стран в производстве индюшатины.

И вот свершилось: первая посадка птицы состоялась в сентябре 2009 года. 

«Между собой в коллективе мы называем его Indyk-day и пару раз даже организовывали небольшой праздник в честь этой даты. Такие мероприятия нужны для коллектива. Они объединяют», — рассказывает Дмитрий Сидоренко.

С каждым годом предприятие развивается. Здесь постоянно достраивают площади по выращиванию, совершенствуют убойный цех, технологический процесс. Забойную линию реконструировали уже несколько раз. Начинали с минимальной мощности — 100 голов в час, сегодняшняя мощность — 400 голов в час.

«Сегодня мы строим новые птичники по откорму. В процессе новый цех жиросепарации, внедряем новые технологии по очистке воды. Мы много проектируем. Подготавливаем проекты и, когда приходит время, воплощаем их в жизнь», — говорит Дмитрий Сидоренко.

В процессе стройки на предприятии объект «Птичник за 100 дней». Это птичник из сендвич-панелей по европейской технологии. По словам Дмитрия, он быстровозводимый, эффективный и в эксплуатации должен быть не хуже привычного бетонного варианта. Если проект покажет хорошую разницу в энергоэффективности зимой, то планируют перейти на птичники данного типа.

Выращивание птицы

Стоит отметить, что в Украине нет инкубации индюшиного яйца. Учитывая объемы рынка, это совершенно нерентабельно. Поэтому на предприятии «Индычка» импортируют суточную птицу. В год привозят 0,5 млн суточных птенцов. Импортируют из Польши (Hendrix Genetics) и Германии (Aviagen). Сравнивают два кросса.

Импорт птицы происходит строго по графику, ведь это живой товар. Внедрена жесткая математика цикла производства. Каждую третью неделю новая партия птенцов приезжает в Украину. Желточный мешок у птенчика — это как природная «батарейка» с кормом и энергией, которая позволяет птице спокойно путешествовать до 60 часов в комфортном микроклимате.

Сейчас поголовье птицы предприятия «Индычка» составляет 500 тыс. В следующем году его планируют увеличить до 650 тыс., то есть на 30%.

Корма

В месяц предприятию необходимо 1300-1400 т корма. Поскольку в обработке есть 300 га земли, то сою и кукурузу здесь выращивают сами, но все же львиную долю кормов приходится покупать. На протяжении 10 лет сотрудничают с Inter Edinstvo Holding, как с основным поставщиком полнорационных кормов для индейки. Поставки осуществляются с ближайших комбикормовых заводов холдинга. Птицу кормят согласно требованиям производителей кросса, удовлетворяя все физиологические потребности.

Набирать дополнительно землю и развивать растениеводство пока не планируют. В компании концентрируют свои силы и ресурсы на производстве мяса птицы. Но есть планы собственного производства комбикормов для закрытия потребностей своего предприятия.

«Мы уже достигли того объема, который требует организации собственного производства. Не фермерского, а хорошего, промышленного масштаба с качественным, правильным оборудованием и технологическим процессом, с минимальным использованием человеческого ресурса. Уже готовим проект, да и его реализация не за горами», — поделился планами Дмитрий Сидоренко.

Альтернативное направление

Поскольку побочным продуктом птицеводства является еще и отработанная подстилка из птичников, здесь решили найти ей применение. В компании собираются производить качественные органические удобрения с использованием современного оборудования и научным сопровождением. Разработанные научно-обоснованные дозы внесения качественных органических удобрений позволят повысить количество гумуса в почве и улучшить его качество, агрохимические, физические, физико-химические, биологические свойства почвы, и тем самым положительно влиять на продуктивность сельскохозяйственных культур и качество продукции. Качественная переработка органического сырья способствует улучшению экологии близлежащих территорий. В данное время технология и новый вид удобрений проходит завершающий этап государственной регистрации в соответствующих органах. Решение проблемы переработки органического сырья в качественные удобрения крайне актуальна. В настоящее время в Украине по статистическим данным вносится около 0,5 т органических удобрений на 1 гектар пашни, а необходимо вносить 10-12 т. Птицеводство-растениеводство-наука — вот звенья цепи, которые позволяют решить эту проблему. 

«Мы перерабатываем отходы и улучшаем качество грунтов. Таким образом почва обогащается микроэлементами, лучше держит влагу. Нам в этом помогают специалисты из харьковского Института почвоведения и агрохимии им. А.Н.Соколовского», — рассказал Дмитрий Сидоренко.

О сотрудниках предприятия

Сегодня на предприятии работает около 300 человек. Как и на многих других агропредприятиях, нам рассказали о дефиците квалифицированных кадров. Поэтому хороших специалистов стараются «взращивать» самостоятельно.

«У нас есть примеры сотрудников, которые уезжали на заработки за границу, а потом возвращались с пониманием, что деньги — не главное. Менялась система ценностей, люди хотят быть рядом с родными. А деньги можно заработать и в Украине, главное — желание. Ведь сегодня Украина — это страна возможностей, просто у нас много ленивых людей», — отметил Дмитрий Сидоренко.

Сотрудникам предприятия «Индычка» не разрешено держать птицу в домашнем хозяйстве. К вопросу биобезопасности здесь относятся очень серьезно. Работники принимают душ и переодеваются перед тем, как войти в птичник. Весь транспорт, который въезжает на территорию, тоже проходит санитарную обработку. Во время пандемии на предприятии предприняли дополнительные меры безопасности: ввели масочный режим и обязательный температурный скрининг, организовали отдельный трансфер для сотрудников.

Немного о производстве

Прошли инструктаж, приняли душ, переоделись, побывали в птичниках, отправляемся на производство. Подробно со всеми процессами нас знакомил Сергей Глуходед, директор по производству.

Обвалка мяса на предприятии — в основном ручной процесс. Дело в том, что здесь совместное содержание самцов и самок, а разница в весе на финише откорма существенная. Самка — 8-9 кг, самец — 15-17 кг. Пока на предприятии нет унифицированной системы, которая позволит нивелировать ручной труд. Существуют линии с автоматическим разделением тушек по весу, но пока объемы производства не позволяют их установить.

«Номинальная производительность нашего цеха — 25 т в смену. Технологические процессы идут непрерывно: убой шесть дней в неделю, один санитарный день», — рассказывает о работе Сергей Глуходед.

После убоя 12 часов занимает цикл охлаждения тушки, потом — обвалка и промежуточная камера хранения обваленной продукции. Из этой камеры поставляется неупакованная  продукция для контрагентов. Есть еще упаковочное отделение и маринадное отделение. Продукция, которая готовится к отправке на экспорт, отправляется в камеру шоковой заморозки.

Производят на предприятии не только тушку, а и сырые полуфабрикаты — фарши, колбаски для гриля, рулеты, несколько разновидностей маринадной группы, шашлык. Есть и продукты глубокой переработки. Это мясоколбасные изделия под торговой маркой «Смачно Індично», которые вскоре будут продаваться не только в собственной сети «Мясорубка», но и в национальных торговых сетях. Производители долго вынашивали идею глубокой переработки. 

«Пока объемы глубокой переработки — это около 100 т в месяц. Продукция из индюшатины пока достаточно нишевая, в ценовом сегменте средний плюс. Если будет спрос, то будем увеличивать и мощности производства», — рассказал Максим Сидоренко.

В живом весе предприятие производит порядка 8 тыс. т индюшатины в год. Кроме привычного нам всем мяса с птицефабрики, производят здесь и мясо Free Range. Но это уже совсем другая технология выращивания, которая проходит в два этапа. До 30 дней птицу выращивают в птичниках, а после перевозят на отдельную площадку на свободный выгул.

«Free range — это мясо абсолютно другого уровня, оно максимально приближено к качеству домашнего мяса и, однозначно, отличается от промышленного по вкусовым качествам. В структуре общего производства это всего 1-2%, но есть клиент и на такой продукт», — рассказал Дмитрий Сидоренко.

Мясо «Индычки» имеет сертификат HALAL. Братья Сидоренки представляли продукцию на выставке Gulfood в Дубай и отмечают, что интерес к украинской мясной продукции достаточно уверенный. Пока не планируют существенно развивать экспорт, цель — покрыть внутренний рынок.

Реализация диетической продукции

Продукция предприятия реализуется под торговой маркой «Своя Индычка» по всей Левобережной и Центральной Украине. Представлена в торговых сетях VARUS, АТБ, METRO, «Сильпо», «Фора», «Ашан», «Велмарт», BILLA, «Велика Кишеня». Поскольку географическое плечо доставки небольшое, то производители утверждают, что через 6 часов после окончания технологического производства продукция попадает на витрину. Это обеспечивает максимально свежий продукт для потребителя.

«Пока нашей продукции нет на Западной Украине. Все упирается в логистику, но запросы есть и, возможно, в будущем мы покроем и эту территорию», — делится планами Дмитрий Сидоренко. 

Наибольшим спросом у покупателя пользуется индюшиное филе. Но в целом в меню рядового украинца не так много индюшатины. По словам Дмитрия Сидоренко, годовое потребление этого мяса на душу населения в Украине составляет около 1 кг в год. Для сравнения: в Польше — 4 кг в год, в Германии — 6 кг в год, в США — 9 кг.

«Пока в Украине слабо развита культура потребления индюшатины. В свете тренда здорового питания она только набирает обороты. Это мясо не содержит холестерина в отличие от традиционного украинского продукта», — Максим Сидоренко.

Продукция предприятия под ТМ «Своя Индычка» широко представлена в 9  областях Украины: Сумской, Харьковской, Днепропетровской, Полтавской, Киевской, Запорожской, Черкасской, Николаевской и Кировоградской.

Цена на индюшатину

Килограмм индюшатины стоит дороже, чем мясо курицы. На то есть несколько причин. Во-первых, цикл выращивания составляет 145 дней, а не 38-40, как у курицы-бройлера. Кстати, по той же причине невозможно взять и по щелчку пальцев остановить производство. Поэтому бизнес производства индюшатины довольно инерционный.

Во-вторых, стоит отметить, что при этом всем индейка является гипоаллергенным продуктом. В индейке меньше калорий, холестерина, насыщенных жиров. Это мясо легче переваривается и усваивается организмом человека. Индюшатина является «источником радости» и содержит такую полезную аминокислоту как триптофан, которая способствует выработке серотонина, благодаря чему поднимается настроение и появляется ощущение счастья.

«На формирование цены на мясо индейки влияет много факторов. Это и объемы производства индейки в Украине, и ценовые сезонные колебания на другие виды мяса (свинина, курятина). В структуре себестоимости нашей продукции основными статьями являются затраты на комбикорма, заработную плату, закупку птенца, затраты на энергоносители», — рассказала Яна Селина, коммерческий директор предприятия «Индычка».

Конечно же, производители ощутили на себе негативные последствия пандемии COVID-19 и карантина.

«Карантин из-за коронавируса очень ударил по бизнесу. В Польше, например, из-за всех ограничений огромное перепроизводство индюшиного мяса. Ведь этот бизнес остановить нельзя. Кроме того, у них вспышки птичьего гриппа по регионам, и одни закрыли всю Польшу, как экспортера, другие — остановили экспорт. Конечно же, все мясо отправится на европейские рынки. В такие моменты активизируется импорт в Украину», — отмечает Дмитрий Сидоренко.

Но импортеры везут не те продукты, которые представляют биологическую ценность для потребителя, а то, что идет дальше в переработку. Здесь 95% — это замороженные продукты для сегмента мясопереработки.

«Индычка» уже имеет некоторый опыт выхода на внешние рынки. В данный момент экспорт в структуре производства предприятия занимает всего 2-3% от общего количества реализуемой продукции. Но в структуре всего украинского экспорта индюшатины — это 48%.

«У нас амбициозные планы. Мы видим увеличение доли потребления индюшатины на внутреннем рынке, планируем расширять ассортимент полуфабрикатов и представленность на украинском рынке. Дальняя перспектива — экспорт на внешние рынки», — утверждает Дмитрий Сидоренко.

А мы желаем развития, количественного и качественного роста отечественным производителям.

София Ярошенко, Latifundist.com

Відправити

7,3 Недостатньо оцінок
Таблиця оцінок