Перегляд матеріалу Таблиця оцінок
Бізнес / Промислове виробництво: ГМК і промисловість

Воспоминания о былой славе. Почему украинская космическая отрасль пришла в упадок

Олена Голубєва, 112.ua

Воспоминания о былой славе. Почему украинская космическая отрасль пришла в упадок

Во времена СССР Украина славилась своей ракетно-космической отраслью. С обретением независимости страна сохранила престижный статус космической державы, однако проблемы в экономике привели к тому, что с каждым годом Украина начала отдаляться от космоса, а космос – от Украины. Предприятия ракетно-космического комплекса остались в собственности государства, но оно не финансирует их. И это при том, что на один доллар инвестиций эта отрасль может выдавать 13-14 долл. прибыли. В результате этого уникальные предприятия КБ "Южное" и "Южмаш" вынуждены сами искать источники финансирования, заказы на свою продукцию в других странах. Парадокс, но Украина до сих пор обладает передовыми технологиями в космической отрасли, при этом не имея на орбите ни одного спутника. И если все останется в таком же положении, то даже технологии уже будут никому не нужны, так как окончательно устареют. В то время как космос осваивают частные "монстры" типа SpaceX и Blue Origin, украинские предприятия застряли в плену у государства – без денег и без особых перспектив.

Славное космическое прошлое

В Украине была развернута значительная часть ракетно-космического комплекса бывшего СССР, а после его развала осталось около трети всего научного, технического и производственного потенциала в области ракетно-космических технологий. В частности, это одно из лучших конструкторских бюро в мире – "Южное" и ракетостроительное предприятие "Южный машиностроительный завод" (Днепр), специализирующийся на производстве межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и космических аппаратов. В 1990 году "Южмаш" производил около 100 ракет в год: как боевых, так и гражданских. КБ "Южное" занималось конструированием ракет-носителей и космических аппаратов. За годы существования КБ было создано и запущено в космос более 400 космических аппаратов, среди них спутники дистанционного зондирования Земли, научные спутники, рассказывает 112.ua советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

Также в Украине была группа предприятий, которые занимались системами управления: "Хартрон" (Харьков) – разработка систем управления для ракет-носителей, межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов; ПО "Коммунар" (Харьков) – производство аппаратуры автоматизированных систем управления войсками и систем управления ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет; КБ "Курс" (Киев) – разработка систем управления ракет-носителей; "Киевприбор" - занимался производством бортовой системы управления космических кораблей "Союз"; Киевский радиозавод – производство сложных систем управления летательными аппаратами; ЧеЗаРа  (Чернигов) – изготовление бортового оборудования космических аппаратов связи и бортовых телеметрических систем ракет-носителей.

"Киевскому радиозаводу обязана своим созданием система "Курс", которая обеспечивает сближение космического корабля с МКС, стыковку и возможность перехода астронавтов с корабля на борт станции и обратно тех, кто возвращался на Землю", - рассказывает Кузнецов. 

Еще до недавнего времени украинские ракеты летали с 6 космодромов мира. Украина была на пятом месте среди стран с космической отраслью. На наше государство приходилось около 10% в общем удельном весе ракетных пусков в мире. Украина была участницей проекта масштабного запуска спутников "Global Star" в 1994-1995 гг. "За последние 27 лет был осуществлен пуск 160 ракет-носителей, укомплектованных при участии украинских предприятий ракетно-космической отрасли. Запущено более 380 космических аппаратов по заказу 24 стран. Это принесло миллионные поступления в украинский бюджет", - говорит Кузнецов. 

Основная часть космической деятельности Украины – запуски космических ракет-носителей – осуществлялась в рамках совместных, в том числе с Россией, проектов, отмечает Валерий Боровик, глава правления Альянса "Новая энергия Украины", основанного в 2006 году с целью реализации инновационных технологий в энергетическом, космическом и оборонном секторах (в 2008 году Альянс создал первую в Украине негосударственную Лабораторию перспективных двигателей для практической реализации космических и оборонных проектов, а в 2015 году украинским двигателем, произведенным в Лаборатории, был оснащен сингапурский спутник). 

Среди совместных с РФ проектов стоит отметить:

"Морской старт" - Украина поставляла ракету-носитель "Зенит-2SL" и "Зенит-2SLB" для запуска с морской стартовой платформы и с космодрома "Байконур". Для сборки ракеты-носителя российские предприятия поставляли маршевые двигатели 1-й ступени, составные части двигателя 2-й ступени, систему управления в сборе (большую номенклатуру приборов для СУ поставляло ПО "Коммунар"), конструкционные материалы для изготовления ракеты-носителя (в первую очередь – алюминий), датчики;

– проект "Циклон-2" и "Циклон-3" - включал эксплуатацию штатных ракетных космических комплексов с космодромов "Байконур" (Циклон-2) и Плесецк (Циклон-3). Все ракеты-носители разрабатывались в КБ "Южное" и изготавливались на ПО "Южмаш".

– запуск ракет-носителей типа "Союз" и "Протон". Ракеты оснащались системами управления, изготовленными на ПО "Коммунар";

– проект "Днепр" - базировался на конверсионном использовании межконтинентальной баллистической ракеты 15А18 "Сатана" (SS-18) для запуска космических аппаратов на низкую околоземную орбиту с космодрома "Байконур" и с пусковой базы "Ясный". Все ракеты изготавливались на ПО "Южмаш" во времена СССР. Систему управления разрабатывал "Хартрон".

– проект "Рокот" - проект конверсионного использования межконтинентальных баллистических ракет 25А35 для запуска космических аппаратов на низкую околоземную орбиту с космодрома Плесецк. Разработчик системы управления – "Хартрон";

– обеспечение эксплуатации Международной космической станции – оснащение космических кораблей типа "Союз" (для экипажа) и "Прогресс" (транспортный космический корабль) системами автоматической стыковки и системами управления бортовым оборудованием.

Как видим, проектов было немало. И окончательно расстаться с Россией Украина не смогла до сих пор. "В 2014 году, когда разрывались отношения с РФ, был подготовлен указ президента Петра Порошенко о том, что ограничения не должны касаться международных космических проектов. Если бы такого документа не было, это могло бы негативно сказаться на многих проектах, в частности, транспортировка грузов и пребывание космонавтов на МКС были бы невозможны", - рассказал 112.ua Эдуард Кузнецов. 

Сейчас Украина прилагает усилия для сохранения сотрудничества с Россией в проекте "Морской старт", который может реально обеспечить работой "Южмаш" и загрузить его производственные мощности.  

"Морской старт" - надежда "Южмаша"

"Морской старт" функционирует с 1999 года. Этот космический проект на Международном конгрессе в Южной Корее в 2009 году был признан научно-техническим прорывом года. Проект предполагает запуски ракеты-носителя "Зенит 3SL" на экологически чистом топливе с морской платформы "Одиссей".

Производство ракет-носителей "Зенит" наиболее выгодно для "Южмаша", отмечается в презентации Альянса "Новая энергия Украины". Согласно приведенным в ней данным, цена продажи одной ракеты составляет 32 млн долл. Для сравнения, цена ракеты "Циклон-4" (для проекта "Алькантара-Циклон-Спейс", совместный проект с Бразилией) составляла 27 млн долл., а изготовление первой ступени для американской ракеты "Антарес" (без двигателя РД-181, который изготавливается в России на ПО "Энергомаш") составлял всего 10 млн долл. Ракета "Зенит" - основная продукция "Южмаша", на производство которой настроены все производственные и технологические циклы завода.

"Зенит 3SL может нести полезную нагрузку для высоких орбит (геостационарная орбита для телекоммуникационных спутников) до 7 тонн, говорит Эдуард Кузнецов. Также была создана ракета "Зенит – 3SLB" для наземного старта, который осуществлялся с "Байконура". Последний пуск в рамках "Наземного старта" был выполнен в 2017 году. "Илон Маск характеризовал украинскую ракету "Зенит" как одну из лучших в мире в соотношении цена/качество. В мире есть автомобили класса "Мерседес", а есть, и не менее востребована, "Шкода", с ее надежными рабочими качествами. "Зенит" - это хорошая рабочая космическая лошадка. Нужно ее не потерять и искать других заказчиков (в случае, если с "Морским стартом" не сложится)", - сказал Боровик.

В целом в рамках проекта "Морской старт" было осуществлено 36 пусков ракет "Зенит-3SL", 33 из них были успешными. Последний пуск состоялся 26 мая 2014 года.   

Изначально учредителями проекта выступали американская Boeing Commercial Space Company (получила самую большую долю в проекте – 40%), российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%), норвежская Aker Solutions (отвечала за вопросы, связанные с судном, 20%), украинские "Южмаш" (10%) и КБ "Южное" (5%). Boeing проект был нужен, чтобы обеспечить запуск собственных аппаратов: компания владела "дочкой", выпускающей спутники для телекоммуникационных компаний, но не имела ракет, чтобы запускать свои аппараты.

В 2009 году Sea Launch Company, компания-собственник проекта, объявила о банкротстве. Ее долг (финансирование привлекалось под гарантии Boeing) составлял 1 млрд долл. (общее финансирование, по разным оценкам, составляло 2-3,5 млрд долл.). Одной из причин, которые привели к банкротству, стало то, что технические возможности проекта не позволяли производить больше запусков, чем производилось – 3-4 в год. Впрочем, настоящая причина может крыться и в ином аспекте: Boeing еще в 2006 году вместе с компанией Lockheed Martin создала United Launch Alliance, которая выводит со стартовых площадок американских ВВС спутники для Министерства обороны США и NASA. В "Морском старте" отпала необходимость.

Судебные разбирательства по этому делу длились вплоть до 2017 года. Boeing через суд потребовала с РКК "Энергия" и украинских предприятий выплаты их части долга сообразно долям в старой компании. В итоге стороны подписали мировое соглашение. По данным российского агентства РБК, в качестве компенсации долга Boeing получила бесплатные места для американских астронавтов на российских кораблях "Союз": два места в 2017 и 2018 годах, еще три — в 2019-м. NASA выкупило их у Boeing за 373 млн долл.

В 2010 году была проведена реорганизация, в результате которой 95-процентную долю в проекте "Морской старт" получила "дочка" российской "Энергии" — Energia Overseas Ltd, 3% отошло Boeing, 2% — норвежской Aker. После трех успешных запусков в 2011-2012 гг. проект постигла крупная неудача. 1 февраля 2013 года ракета-носитель "Зенит 3SL" с американским спутником Intelsat-27 страховой стоимостью 406 млн долл. совершила аварийное выключение двигателей и упала в океан.

После инцидента "Морской старт" стал испытывать сложности с поиском заказов. Кроме того, в это время рынок начала агрессивно осваивать американская SpaceX, которая предложила цены на порядок ниже, чем предлагали конкуренты. Цена запуска спутника весом 5–6 т в среднем на рынке составляла от 85 до 110 млн долл. SpaceX предложила цену в 60–65 млн долл. Была безусловно и политическая составляющая. Поскольку проект был российско-украинско-американским, на фоне происходивших событий (войны на Донбассе, аннексии Крыма, разрыва экономических связей между Россией и Украиной, введения санкций в отношении РФ), у потенциальных заказчиков возникли большие сомнения в отношении бесперебойного функционирования проекта. 

До 2016 года велись переговоры о продаже проекта. В числе прочих рассматривался и вариант порезать платформу-космодром на металлолом. "Мы поехали к ним, уговорили не резать. Уговорили этого не делать", - вспоминал на пресс-конференции по случаю 70-летия КБ "Южное" его гендиректор Александр Дегтярев.

Спасением для проекта стала его продажа частной российской компании S7 Group (главным активом которой является авиакомпания S7 Airlines). По данным российских СМИ, компания приобрела плавучий космодром в 2016 году за 160 млн долл. В 2017 году S7 Sea Launch Limited заключила с украинским "Южмашем" контракт на изготовление 12 ракет-носителей "Зенит".

С какой целью компания S7 приобрела платформу и каковы были ее коммерческие ожидания от эксплуатации, до конца не ясно. Совладельцами компании являлись супруги Владислав и Наталия Филевы. Владислав Филев – выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, восемь лет прослужил в ракетных войсках на спутниковой системе стратегической связи "Кристалл", после чего ушел в бизнес.

"Я был изначально удивлен, что такой проект (государственно-частного партнерства в ракетно-космической сфере РФ) возможен", - сказал 112.ua Валерий Боровик. По его словам, в современной России сохраняется государственная монополия во многих отраслях. "Это видно и на примере "Газпрома", который не позволяет другим российским компаниям выйти на европейский рынок. Все преграды, которые можно создать частным компаниям в России, таким как S7, государственная машина создает", - говорит Боровик. По его словам, было бы странно, если бы "Роскосмос" допустил конкуренцию со стороны частной компании.

По словам Боровика, вероятно, Филевы оказались заложниками ситуации. "В одном из интервью руководство S7 заявляло, что их, как частную компанию, которая может составить конкуренцию "Роскосмосу", подставляют с этим проектом. Не дают ему развиваться, несмотря на то, что Украина вывела сотрудничество в космической отрасли из-под санкций. Да, S7 передали проект, но содействия никакого не оказывали. Хотя наверняка перед вхождением компании давали определенные обещания, гарантии. Вряд ли кто-то согласился бы делать такие крупные инвестиции, не имея серьезных оснований на их возврат", - говорит Боровик.

Отметим, что помимо покупки плавучего космодрома, S7 была готова инвестировать в проект еще порядка 220 млн долл.

По информации Эдуарда Кузнецова, S7 – это американо-российская компания. Из 12 ракет, которые согласно заключенному в 2017 году контракту, должен был изготовить "Южмаш", три уже были оплачены. Сейчас на мощностях украинского предприятия ведется их сборка. "Если все будет идти по плану, в 2020 году могут состояться первые запуски этих ракет. Есть надежда, что проект продолжится, и S7 будет размещать заказы на изготовление не менее 5-6 ракет "Зенит 3SL" на "Южмаше". Это выгодное сотрудничество, так как в условиях ограниченного финансирования со стороны государства украинские ракетно-космические предприятия давно бы умерли, если бы не имели международных контрактов", - говорит Эдуард Кузнецов.  

Насколько это реально и будет ли реализован контракт, пока не ясно. Весной совладелица и председатель совета директоров S7 Group Наталия Филева заявила, что S7 планирует расторгнуть контракт с "Южмашем" и договориться с "Роскосмосом" о разработке ракеты "Союз-5", которая заменит "Зенит". Отметим, что накануне этого заявления, в конце февраля, компанию покинул гендиректор Сергей Сопов, который поддерживал идею закупать "Зенит" на "Южмаше".

Как на практике S7 планирует осуществить замену ракет, также пока не ясно. "Установка новой ракеты-носителя – это серьезная модернизация стартовой платформы и командного судна, поскольку они "привязаны" к ракете-носителю "Зенит-3SL". Фактически на стартовую платформу нужно будет установить полностью новый комплекс стартового и технологического оборудования", - отметил Валерий Боровик. 

31 марта Наталия Филева погибла в авиакатастрофе. Гендиректор КБ "Южное" Александр Дегтярев, отвечая на вопрос о перспективах дальнейшего сотрудничества с S7, заявил, что после трагедии до сих пор не известно, "как все будет развиваться". По его словам, КБЮ "продолжает выпускать технические документы и поборется за этот проект".

Для "Южмаша" производство ракет по заказу S7 могло быть хорошим выходом, считает Валерий Боровик: "С патриотической точки зрения, со страной, с которой воюешь, лучше не торговать, особенно космическими технологиями. Но с другой стороны, если не будет таких контрактов, завод просто перестанет существовать. Поэтому лучше, чтобы заказчиками были не россияне, но других пока нет". 

"Южмаш": нет заказов - нет ракет

В настоящее время "Южмаш" находится в достаточно сложном экономическом положении, в том числе и по причине, что его основной продукцией остаются ракеты-носители "Зенит-2SL", "Зенит-2SLB", сообщили в Альянсе "Новая энергия Украины": "Завод строился как серийный завод для сборки ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Во времена СССР завод изготавливал до 100 ракет в год. Украина отказалась от своего ядерного оружия, ликвидировала группировку межконтинентальных баллистических ракет. "Южмашу" осталось искать заказчиков на гражданские ракеты.

Большие надежды возлагались на возобновление производства ракеты-носителя "Циклон-4" для запусков с космодрома "Алькантара" (Бразилия), разрабатывавшегося на базе ракет-носителей "Циклон-2" и "Циклон-3", но этот проект был остановлен.

По словам Эдуарда Кузнецова, в рамках сотрудничества с Бразилией предполагалось строительство в этой стране космодрома: "Это было нужно, чтобы не зависеть от стран, с космодромов которых осуществляются запуски. Цель – независимый выход Украины в космос". Проектная документация на космодром была разработана КБ "Южное". Также была разработана ракета-носитель "Циклон-4". В рамках проекта была привлечена компания на условиях государственно-частного партнерства – она занималась строительством наземной инфраструктуры, которая была частично построена и сейчас буквально ржавеет.

"Проект в Бразилии буксовал в связи с бюрократией: требовалось множество разрешений бразильских госорганов, в частности, Министерства обороны, заключений экологической инспекции и т. д. Таким образом, процесс затянулся до 2006 года, когда была создана БРИКС (группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). По нашей информации, это дало возможность России достучаться до бразильской стороны и убедить их, что с ними реализовывать такой проект будет намного выгодней, чем с Украиной. Украинский МИД тогда не сработал как следует, и бразильцы приняли решение выйти из проекта. Судебные разбирательства длятся до сих пор", - рассказал Кузнецов.

По его словам, Государственному космическому агентству Украины и КБ "Южное" удалось найти партнера в Канаде – это компания Martime Launch Services Ltd: "Канадским партнерам была предложена модернизированная ракета "Циклон - 4М". В этом году будет дан старт созданию космодрома и в течение года-полутора он будет построен в районе Новой Шотландии. Украина и Канада для реализации проекта совместно привлекают заемные средства".

В начале мая на "Южмаше" была изготовлена и отправлена на огневые испытания третья ступень ракеты-носителя среднего класса "Циклон-4". В состав третьей ступени входит жидкостный ракетный двигатель РД-861К, предназначенный для создания тяги и маневрирования.  В дальнейшем будет исследована возможность установки изделия на ракету-носитель "Циклон-4М" в качестве второй ступени. "Впервые в истории "Южмаша" все узлы и агрегаты такой составляющей ракеты-носителя были изготовлены собственными силами без вовлечения других предприятий", - говорилось в сообщении предприятия. Изготовление узлов и сборки были выполнены по конструкторской документации КБ "Южное".

Точной информации о том, сколько ракет будут заказывать канадцы в Украине и сможет ли это дать 100%-ю загрузку мощностям "Южмаша", пока нет. 

"Южмаш" также изготавливает комплектующие для европейской ракеты-носителя VEGA. Кроме того, делает половину комплектующих для американской ракеты-носителя "Антарес". Последний запуск ракеты состоялся 17 апреля 2019 года.

Выходом из сложившейся экономической ситуации для "Южмаша" может быть его загрузка профильной серийной продукцией и организация на свободных производственных площадях производства новой, непрофильной продукции, считает Боровик: "К примеру, завод имеет практически замороженное тракторное производство, которое может быть использовано для целей сборки или ремонта бронетанковой техники. Но здесь есть корпоративная политика концерна "Укроборонпром".

КБ "Южное": от разработок к производству

"КБ "Южное" и "Южмаш" в прошлом были единым производственным, испытательным комплексом с замкнутым циклом разработки и производства. В последние годы бюро работало над собственной производственной и испытательной базой, чтобы отделиться от "Южмаша". Важным негативным фактором, влияющим на результаты совместной деятельности КБЮ и "Южмаша", является личностный фактор – взаимоотношения руководителей двух предприятий.

Полученные от инозаказов средства КБ "Южное" инвестирует в собственную производственную базу. В частности, им приобретен современный 3D-принтер FORTUS 900 MC для построения крупногабаритных деталей, новая окрасочно-сушильная камера для нанесения на поверхность узлов лакокрасочных и напыляемых теплозащитных покрытий, установка для плетения углеродных армирующих каркасов 3D-структуры.    

КБЮ вкладывает средства в разработку жидкостных маршевых двигателей для ракет-носителей среднего и легкого класса.

Недавно бюро сообщило о намерении создать ракету легкого класса "Циклон 1М" (сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту до 750 кг). В частности, сообщалось, что именно эта ракета будет летать с космодрома в Украине.

Вопрос коммерческой выгоды от разработки ракеты легкого класса является достаточно спорным и сложным. "С одной стороны, прогнозы спроса на услуги запуска малых и сверхмалых космических аппаратов на ближайшее время являются многообещающими. К примеру, в течение ближайших 10 лет ожидается запуск более 2800 космических аппаратов такого класса. И эта цифра не учитывает мегагруппировки спутников от Илона Маска – проект StarLink (до 10 000 космических аппаратов) и от компании OneWeb (до 2400 космических аппаратов). Но с другой стороны, на сегодня на различных стадиях разработки находятся примерно 60 проектов ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса", - говорит Валерий Боровик.

Эксперт подчеркнул, что при разработке легкой ракеты-носителя, одним из ключевых факторов является цена вывода на орбиту полезной нагрузки.

"На сегодня выведение 1 кг полезного груза на низкую околоземную орбиту высотой 500 км оценивается приблизительно в 20-30 тыс. долл. Тенденцией является снижение этого показателя до 10 тыс. долл., то есть запуск легкой ракеты-носителя с полезным грузом в 500 кг не должен превышать 5 млн долл. Именно об этом, как о своей цели, заявили разработчики ракеты-носителя "Электрон" (американо-новозеландский проект компании Rocket Lab). Для того чтобы обеспечить успех коммерческого применения, необходимо ориентироваться на этот показатель", - говорит Боровик.

На рынке сегодня играют несколько игроков: США (ракеты Falcon-9, Delta-IV, Atlas-V), Евросоюз (ракеты Arian-V, Arian-VI), Китай, Индия, Россия (ракеты "Протон", "Ангара"). Драйвером, который определяет направление развития в этом сегменте рынка, является компания SpaceX с ракетой-носителем Falcon Heavy. Показателем является цена запуска космического аппарата на геостационарную орбиту. Для ракеты Falcon-9 эта цена составляет порядка 60 млн долл., в то время, как для Arian-V (для запуска двух космических аппаратов одновременно) эта цена составляет приблизительно 150 млн евро.

"Тренд понятен. Есть еще один фактор – традиционная "привязанность" разработчиков космических аппаратов к ракетам-носителям. Так, все китайские изготовители геостационарных космических аппаратов предпочитают использовать китайские ракеты-носители. Американские производители Boeing, SS/Loral, Orbital ATC ориентированы на Falcon-9 и реже на Delta-IV или Atlas-V. Европейский Airbus предпочитает Arian-V. Кстати, до замораживания проекта "Морской старт" ракета "Зенит-3SL" пользовалась популярностью", - рассказал Боровик.

Используя свой опыт, КБЮ разрабатывает и пытается предложить свои наработки также и оборонному комплексу. В частности, ведет работы над созданием боеприпасов для систем залпового огня "Град" и "Смерч" (системы есть на вооружении как украинской, так и российской армии, при этом боеприпасы к ним производятся в России, а те запасы, которые имелись в Украине, катастрофически истощились).

Серийная сборка ракет может осуществляться на Павлоградском механическом заводе, который был передан в управление МЭРТ, что также свидетельствует о конкуренции между государственными ведомствами и достаточно напряженных отношениях между их кураторами. Пока шли только разговоры о возможности производства в Украине изделий для систем залпового огня, завод оставался в сфере управления космического агентства. Но когда были отработаны технология и подготовлено опытное производство – завод перевели под управление Минэкономразвития, поближе к "Укроборонпрому", говорят эксперты.     

На КБЮ разработали (уже есть и исследовательский образец) оперативно-тактический комплекс "Гром-2". "В интересах обороны Украины продукция КБ практически не применяется. Даже создание разрекламированного ракетного комплекса "Гром" идет за счет привлеченных средств, а не за счет госзаказа. Основными заказчиками КБ являются инозаказчики", - рассказал Валерий Боровик.

Украина без спутников

Одним из перспективных направлений для КБЮ нынче является создание спутников. Стоимость аппарата сегодня может доходить до 200-300 млн долл., и, безусловно, в случае изготовления спутников для сторонних заказчиков, предприятие получало бы большую выгоду.

Однако несмотря на то что КБЮ имеет современную "чистую" лабораторию для строительства спутников с восьмым уровнем чистоты, крайний запуск украинского спутника дистанционного зондирования земли (может применяться для разведки в интересах оборонного комплекса) был осуществлен в 2011 году. С того времени ни одного спутника запущено не было.

В то же время только малых спутников в 2005-2014 гг. по всему миру было запущено 620 (или в среднем 62 спутника в год). С 2015 по 2019 год было запущено и запланировано к запуску 510 малых спутников (около 100 в год). Об этом говорится в статье Валерия Боровика, опубликованной в "Зеркале недели". Объем рынка запусков SMALLSATS (малых спутников) оценивается в примерно 1,5 млрд долл.

Украина сейчас имеет на орбите единственный спутник, который был создан студентами и преподавателями Киевского политехнического института им. Игоря Сикорского, – наноспутник PolyITAN-2-SAU. Он выполняет единственную функцию – подает сигнал. "Для страны с такой развитой отраслью, как Украина, это слабовато. Такой спутник мог бы радовать лишь страны, никогда не имевшие своей космической промышленности. С другой стороны, кейс "Политана" - доказательство стабильно высокого уровня инженерно-космического образования в Украине", - говорит глава правления Днепровского космического кластера Евгений Рокитский.

Спутник запущен на орбиту в 2013 году вместе со спутниками других университетов мира. Из 38 выведенных на орбиту он единственный продолжает функционировать.

Чистый цех для изготовления спутников был построен за средства самого КБЮ. "Южное" участвует во всех тендерах по изготовлению летных аппаратов. Сегодня мы находимся в деловых предконтрактных отношениях со многими странами. Я не хотел бы называть их до тех пор, пока мы не подпишем контракт. Но в любом случае я вам скажу так: построив этот цех, мы продемонстрируем заказчикам свои потенциальные возможности. И надеемся, это позволит заключать договора не только со странами Латинской Америки, но и со странами ЕС, нам есть что предложить и Европейскому содружеству", - рассказал главный конструктор космических систем космических аппаратов КБ "Южное" Владимир Маслей. 

По его словам, все аппараты, которые производятся в мире, для КБ не являются ноу-хау, но проблема для предприятия в другом.

 

"Мы знаем, как такие аппараты делаются, будь они геостационарные, низкоорбитальные спутники связи, геолокационные, оптические. Мы знаем, как их делать. Наша беда в другом. У нас нет соответствующего финансирования: ни государственного, ни собственных возможностей КБЮ, чтобы создавать такие дорогостоящие аппараты. Например, аппарат геостационарный среднего класса до 5 тонн может стоить порядка 350 млн долл. Также необходимы инвестиции в соответствующее технологическое оснащение", - сетует Маслей.

По причине отсутствия собственных спутников Украина вынуждена покупать информацию у других стран. "Разведывательная информация, поступает в Украину по специальным соглашениям (со спутников других стран), но ее недостаточно", - говорит Боровик. По его словам, для решения задач оборонного комплекса в полном объеме Украине, как воюющей стране, необходим на орбите спутник дистанционного зондирования Земли с разрешением менее 1 м. КБ "Южное" не располагает техническими возможностями построить спутник с таким разрешением, сказал Боровик. Эту информацию подтвердили и в КБ. "Мы решаем проблему создания спутника с разрешением 0,87 м", - сказал Владимир Маслей, отметив, что переговоры о создании такого спутника ведутся с одной из стран.

Отметим, что спутник "Сич 2-1", который КБ сейчас разрабатывает в интересах как силовых структур, так и для решения гражданских задач, обладает разрешением 8 м. "Такой спутник для силовых структур не нужен. Это желаемое, выдаваемое за действительное. Очень четко силовые структуры ответили Космическому агентству и бюро, что с разрешением ниже 1 м спутник не нужен. Сейчас нужна информация с разрешением минимум 0,8 м. 1 м это уже критически", - сказал Боровик.

По его словам, Альянс "Новая энергия Украины", который в 2015 году изготовил двигатель для сингапурского спутника, 4 года назад в сотрудничестве с немецкими, английскими и итальянскими компаниями предложил создание спутника дистанционного зондирования, который бы мог давать разрешение 0,7-0,8 м. При этом его стоимость могла составить 30 млн евро. Примечательно, что КБЮ планирует создать совместно с китайской компанией спутник Sat с разрешением 1 м за 100 млн евро. Также Альянс предлагал создать спутник с разрешением 1,4-1,5 м за 18,8 млн евро против проекта КБП "Сич" (с разрешением 2 м) по цене 74 млн евро. 

 

По словам Боровика, почти 50% средств, выделенных государством на создание в партнерстве Альянса с немецкой компанией спутников New Energy Sat и New Energy Sat-2, оставались бы в Украине. Системы управления для него мог делать "Хартрон" (с ними была предварительная договоренность), также была перспектива сотрудничества с "Южмашем". "КБЮ было очень против, потому что это ломало бы их монополию на производство спутников и их ценовую политику", - сказал Боровик.

О проекте было известно и СНБО, куда практически все силовые ведомства направили письма с выражением поддержки проекту. С учетом того, что частные компании не могут быть допущены к изготовлению спутников дистанционного зондирования, что относится к сфере технологий двойного назначения, было необходимо соответствующее решение государства. "Мы подготовили проект решения СНБО. Господин Гладковский, как заместитель главы СНБО, несколько раз обещал его вынести, но так оно никуда и не прошло", - сказал Боровик. 

По его словам, вместо космоса деньги бросались на "Укроборонпром": "С космических проектов снимались все деньги и перебрасывались на оборонку. Они говорили, что это важнее. Железобетонный аргумент. Давайте убьем космическую отрасль, но распилим оборонку".

"В конечном итоге это все привело в никуда. Если бы тогда, в 2014 году, было принято решение, мы бы уже два года имели спутник на орбите, который мог бы передавать информацию силовым структурам, а также продавать информацию другим странам, компаниям, обмениваться данными", – заключил глава правления Альянса "Новая энергия Украины".

В экосистеме Днепровского космического кластера сейчас также ведется работа над инновационной технологией по созданию распределенного телекоммуникационного спутника, рассказал 112.ua Евгений Рокитский: "Это созвездие кубсатов, которые выполняют задачи одного крупного спутника. Такая конфигурация лучше моноблока, способного находиться на орбите 3-7 лет, который затем уходит с орбиты с потерей оборудования. Созвездие распределенных спутников может находиться на орбите 20-30 лет (с заменой выходящих из эксплуатации наноспутников), выполняя задачу, что намного удешевляет процесс. Опять же, при выведении на орбиту риск операционной несостоятельности "моноспутника" выше, нежели у распределенного.

Рокитский уточнил, что о распределенном спутнике пока еще нельзя говорить как об окончательно сформулированном проекте. "Он находится на этапе готовности алгоритмов, модели спутника, но точные сроки реализации пока не известны. Есть прорывные решения, как такие спутники стабилизируются в отношении Земли, как они между собой коммуницируют. Наша задача - найти инвестиции на создание такого спутника", - сказал он.

На украинский бюджет космический кластер не рассчитывает: в качестве возможных заказчиков рассматривает Microsoft и крупнейшие мировые космические корпорации.

Дело в деньгах. Или в их отсутствии

Не допуская частные компании ни к созданию спутников дистанционного зондирования, ни к ракетно-космическим технологиям (на которые сохраняется монополия – недавно Рада отклонила законопроект, предлагавший закрепить ее отмену на законодательном уровне), государство и само не финансирует украинскую космическую отрасль.

"Несмотря на то, что предприятия космической отрасли ежегодно уплачивают в бюджет страны около 600-800 млн грн в виде налогов, космическая программа из бюджета не финансируется уже два года. В прошлом году на финансирование отрасли необходимо было выделить 889 млн грн, но реально дали 89 млн грн, остальные деньги, по инициативе негласных кураторов "Укроборонпрома", были переброшены на МЭРТ, и там след этих средств потерялся. Государство должно по

Відправити

9 Середня оцінка
Таблиця оцінок